Мужчины в древнем китае волосы отращивали

Мужчины в древнем китае волосы отращивали thumbnail

Почему в древнем Китае мужчины ходили с длинными волосами, можно понять детальнее изучив культуру и историю этой удивительной страны. Волосы для ее жителей были наследием предков, которое нужно было оберегать. За ними тщательно ухаживали и заплетали в замысловатые прически, которые могли многое рассказать о том, кто их носит. Но есть и не очень приятный период в истории Поднебесной, связанный с длинными косами.

Почему мужчины и женщины Китая не обрезали длинные волосы

В былые времена, в Китае считалось, что волосы это наследие предков, которое досталось от предков. Истоки традиции следует искать во времена становления конфуцианства. Их никогда не обстригали, а мужчины и женщины заплетали их в разнообразные прически. Они были визитной карточкой. По ним можно было определить профессию и сословие.

Мужчины в древнем китае волосы отращивали

По прическе можно было отличить замужнюю женщину от незамужней. Первые делали пучки, а вот вторые заплетали косы. Кроме того, с собранными в высокий пучок волосами, женщине было проще управляться по хозяйству. Если же женщина была вдовой, и не хотела повторно вступать в брак, она полностью сбривала волосы. По количеству же украшений в прическе, можно было определить насколько знатная и богатая представительница слабого пола. Это помогало мужчинам определить, с какой девушкой можно познакомиться, не нарушив правила приличия.

Особое место длинные волосы занимали и в жизни мужчин. Они также укладывали их в пучки, которые имели безупречный вид. Если же мужчина становился монахом, то обривал голову на лысо. Распущенные волосы часто обозначают свободу и протест, а растрепанные – признак тоски и печали.

Мужчины в древнем китае волосы отращивали

Есть и еще одна прическа, которая получила широкое распространение на территории Китая начиная с 17 века. В это время, мужчины заплетали волосы в косы, получившие название Бянь-фа. Особенностью этой прически также является выбритые передняя и боковые стороны головы. Сзади же свисает длинная коса. Как правило, чтобы поддерживать эту прическу в нормальном состоянии, голову приходилось обривать 1 раз в 10 дней.

Длинные косы Бань-фа у мужчин в Китае

Прическа Бань-фа стойко ассоциируется с временами имперского Китая, но изначально она была отличительной чжурчжэней или маньчжуров. Маньчжурская армия завоевала Китай в середине 17 века. После захвата Пекина на престол взошла семья Цин. Она стала последней имперской династией в Китае, и правила вплоть до 1912 года.

Мужчины в древнем китае волосы отращивали

Первый маньчжурский император Китая распорядился делать прическу Бянь-фа. Это был знак подчинения новой власти. Исключение из правила сделали для буддийских монахов и даосских священников.

Новые правила вызвали целую волну возмущений по всей стране, которые были жестко подавлены маньчжурами. Был дан выбор: оставить голову, или волосы. Если человек отказывался носить Бянь-фа, то его ждала смертная казнь. Нарушение, установленного правила, приравнивалось к государственной измене. Рисковать своей жизнью не захотело большинство.

Издавая требование о необходимости носить Бань-фа, маньчжуры не распространили их на женщин. Они могли делать те же прически, что и ранее.

Интересно, что в начале 20-го века в Китае вспыхнуло восстание, против правящей династии Цин. Тогда, повстанцы, в знак неповиновения, обрезали свои косы. Среди них был и молодой Мао Цзедун.

Источник

В течение нескольких сотен лет, между 1600-ми и началом 20-го века, мужчины в Китае носили свои косички, называемые Бянь-фа. В этой прическе передняя и боковые стороны выбриты, а остальная часть волос собрана и заплетена в длинную косу, которая свисает сзади. В западном мире образ мужчин с Бянь-фа практически синонимичен идее имперского Китая – поэтому вы можете удивиться, узнав, что эта прическа на самом деле возникла не в Китае.

Откуда пришла Бянь-фа?

Изначально Бянь-фа была прическо чжурчжэней или маньчжуров, из того, что сейчас является северо-восточной частью Китая. В 1644 году этнически-маньчжурская армия разгромила китайскую династии Мин и завоевала Китай. (Это произошло после того, как маньчжуры были наняты для борьбы за мин во время массовых гражданских беспорядков в этот период.)

Маньчжуры захватили Пекин и основали на престоле новую правящую семью, назвавшуюся династией Цин. Это окажется последней имперской династией Китая, которая продлится до 1911 или 1912 года.

Первый маньчжурский император Китая, чье первоначальное имя было Фулинь, а престол – Шуньцзы, приказал всем китайским ханьцам заплетать Бянь-фа в знак подчинения новому режиму. Единственное исключение, разрешенное для Ордена Tonsure, было для буддийских монахов, которые брили всю голову, и даосских священников, которым не нужно было бриться.

Обязательное ношение Бянь-фа вызвал протест по всему Китаю. Ханьцы процитировали как Систему обрядов и музыки династии Мин, так и учение Конфуция, который писал, что люди унаследовали свои волосы от своих предков и не должны их портить. Традиционно взрослые мужчины и женщины Хань позволяют своим волосам расти бесконечно, а затем заплетают их в разных стилях.

Маньчжуры оборвали большую часть дискуссии о бритье Бянь-фа, установив политику «Потеряй волосы или потеряй голову»; отказ от бритья волос в Бянь-фа был изменой императору и карался смертью. Чтобы поддерживать свои косички, мужчинам приходилось брить оставшуюся часть головы примерно каждые десять дней.

У женщин были Бянь-фа?

Интересно, что маньчжуры не издали никаких эквивалентных правил о женских прическах. Они также не мешали ханьскому китайскому обычаю пеленать ноги, хотя маньчжурские женщины тоже никогда не применяли подобной практи.

Бянь-фа в Америке

Большинство китайцев-ханьцев согласились с правилом Бянь-фа, вместо того, чтобы рисковать своей жизнью. Даже китайцы, работающие за границей, в таких местах, как американский запад, сохраняли свои косы – в конце концов, они планировали вернуться домой после того, как сделали свои состояния на золотых приисках или на железной дороге, поэтому им нужно было хранить волосы.

Стереотипы западных людей о китайцах всегда включали эту прическу, хотя мало кто из американцев или европейцев, понимал, что мужчины носят свои волосы таким образом, по необходимости, а не по собственному выбору.

В Китае традиция Бянь-фа так полностью и не исчезла, хотя большинству мужчин было бы разумно следовать правилу. В начале 20-го века повстанцы против Цин (включая молодого Мао Цзэдуна) отрезали свои косы в акте неповиновения. Окончательный смертельный приговор Бянь-фа произошел в 1922 году, когда бывший последний император династии Цин, Пуйи, отрезал свою косу. Но и сегодня есть те, кто в знак памяти о прошлом, выбривает часть волос и заплетает оставшиеся в косу.

Читайте также:  Рост волос на подбородке у мужчин

Пожалуйста, ставьте лайки. Это поможет в продвижении статьи и канала.

Статья взята с нашего сайта Turkey-sea.ru

Источник

Мужчины в древнем китае волосы отращивали

 Êèòàå âñåãäà óäåëÿëîñü îãðîìíîå âíèìàíèå óõîäó çà âîëîñàìè è èõ ñèìâîëè÷åñêîìó çíà÷åíèþ. Ïàðèêìàõåðñêîå èñêóññòâî â ýòîé ñòðàíå ïðîöâåòàëî âñåãäà, è ýòî áûëà öåëàÿ íàóêà – î ñîîòâåòñòâèè ïðè÷åñêè îáùåñòâåííîìó ñòàòóñó åå îáëàäàòåëÿ. Êàêèìè æå áûëè êèòàéñêèå òðàäèöèè óõîäà çà âîëîñàìè? Îòâåò æäåò âàñ â ñòàòüå! Ñòèëèñòû ìóæñêîé ïàðèêìàõåðñêîé “Óñà÷è” ðàññêàçûâàþò.

Мужчины в древнем китае волосы отращивали

Âîëîñû è ïðè÷åñêà êàê ñèìâîë ñòàòóñà

 äðåâíåì Êèòàå âîëîñû ñëóæèëè íå ïðîñòî óêðàøåíèåì âíåøíîñòè, à ñâîåãî ðîäà âèçèòíîé êàðòî÷êîé. Íàïðèìåð, ïðè÷åñêà óêàçûâàëà íå òîëüêî íà âêóñ ÷åëîâåêà, íî è íà åãî ñîöèàëüíûé ñòàòóñ, ðåëèãèîçíûå âåðîèñïîâåäàíèÿ èëè äàæå ïðîôåññèþ. Íàïðèìåð, æåíùèíû, åùå íå íàøåäøèå ñåìåéíîå ñ÷àñòüå, äîëæíû áûëè çàïëåòàòü êîñó. Çàìóæíèå æå êèòàÿíêè óáèðàëè âîëîñû â âûñîêèé ïó÷îê. Ñêîðåå âñåãî, ýòî ïîìîãàëî êèòàéñêèì ìóæ÷èíàì îïðåäåëèòü, ñ êàêîé äåâóøêîé ìîæíî ïîçíàêîìèòüñÿ, à ê êàêîé ëó÷øå íå ïîäõîäèòü, ÷òîáû íå íàðâàòüñÿ íà ñêàíäàë. Îñîáûå ïðè÷åñêè äåëàëè âäîâû. Åñëè ïîòåðÿâøàÿ ìóæà æåíùèíà íå õîòåëà ïîâòîðíîãî áðàêà, îíà ñòðèãëà âîëîñû î÷åíü êîðîòêî èëè âîâñå ñáðèâàëà èõ.

×òîáû ñäåëàòü âûñîêóþ ïðè÷åñêó, êèòàÿíêè èñïîëüçîâàëè ìíîæåñòâî øïèëåê. ×åì áîãà÷å áûëà æåíùèíà, òåì áîëåå äðàãîöåííûìè áûëè øïèëüêè: îíè ìîãëè èçãîòàâëèâàòüñÿ èç çîëîòà è èíêðóñòèðîâàòüñÿ æåì÷óæèíàìè.

Мужчины в древнем китае волосы отращивали

Ñëîæíûå êèòàéñêèå ïó÷êè è ïàðèêè

Ñàìîé ïîïóëÿðíîé æåíñêîé ïðè÷åñêîé â Êèòàå âñåãäà áûë ïó÷îê. Ïðè ýòîì ïó÷êè áûëè äîñòàòî÷íî ñëîæíûìè: âîëîñû óêëàäûâàëèñü â âèäå ìíîãî÷èñëåííûõ ñèììåòðè÷íûõ âàëèêîâ, êîòîðûå çàêðåïëÿëèñü øïèëüêàìè. ×òîáû ïó÷êè äåðæàëèñü ïîäîëüøå, èõ óêëàäûâàëè íà ñïåöèàëüíûå âàëèêè èç áàðõàòà, ïðîìàçàííûå êëååì. Òàêîé ïðè÷åñêè íèïî÷åì áûëè íè âåòåð, íè äîæäü. Õîòÿ ñëîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå, êàêèõ óñèëèé ñòîèëî ðàñ÷åñàòü âîëîñû ïîñëå ïîäîáíîé óêëàäêè.

×åëêè â Êèòàå òîæå áûëè äîñòàòî÷íî ïîïóëÿðíû. Âûãëÿäåòü îíè ìîãëè ïî-ðàçíîìó: êîðîòêèå è äëèííûå, äîñòèãàþùèå ñåðåäèíû ëáà è ðàçäåëåííûå íà äâå ïàðíûå ïðÿäè.

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïðè÷åñêè áûëè äîñòàòî÷íî ñëîæíû â ñîçäàíèè, îíè âûãëÿäåëè ëåãêèìè è èçÿùíûìè. ×òîáû äîñòè÷ü òàêîãî ýôôåêòà, êèòàÿíêè óêðàøàëè ñâîè âîëîñû öâåòàìè, ëèñòâîé è äàæå íåáîëüøèìè âåòî÷êàìè ñ ïî÷êàìè. Ýòè óêðàøåíèÿ íå òîëüêî âûïîëíÿëè äåêîðàòèâíóþ ôóíêöèþ, íî è óäåðæèâàëè óêëàäêó.

Åñëè æåíùèíà íå ìîãëà ïîõâàëèòüñÿ ãóñòîé øåâåëþðîé, îíà ìîãëà íîñèòü ïàðèê. Ïàðèêè èçãîòàâëèâàëèñü èç øåðñòè, íèòåé, øåëêà è äàæå èç ñóøåíûõ âîäîðîñëåé. Êîíå÷íî, ïîçâîëèòü ñåáå ïàðèê ìîãëà íå êàæäàÿ: ñòîèëè ýòè èçäåëèÿ äîñòàòî÷íî äîðîãî.

Мужчины в древнем китае волосы отращивали

Ìóæñêèå ïðè÷åñêè â Êèòàå

Ìóæ÷èíû â äðåâíåì Êèòàå ïðåäïî÷èòàëè íîñèòü äëèííûå âîëîñû, êîòîðûå óêëàäûâàëè â ïó÷êè íà ìàêóøêå èëè íà òåìåíè. Ïðè ýòîì âîëîñû áûëî íåîáõîäèìî òùàòåëüíî ïðèãëàäèòü, ÷òîáû ïðè÷åñêà âûãëÿäåëà ïðîñòî áåçóïðå÷íî.

Åñëè ìóæ÷èíà âûáèðàë ìîíàøåñêèé ïóòü, âîëîñû îí äîëæåí áûë ñáðèòü: óõîä çà ïðè÷åñêîé íå äîëæåí áûë îòâëåêàòü îò äóõîâíîãî ðàçâèòèÿ. Êñòàòè, äåòÿì âîëîñû òîæå áðèëè, îñòàâëÿÿ íåñêîëüêî ïó÷êîâ, êîòîðûå ïåðåâÿçûâàëèñü øíóðêàìè.

 ïåðèîä ãîñïîäñòâà Ìàíü÷æóðèè ìóæ÷èíû â Êèòàå âûáðèâàëè âîëîñû, îñòàâëÿÿ ëèøü íåáîëüøóþ ÷àñòü íà çàòûëêå. Îñòàâøèåñÿ âîëîñû çàïëåòàëèñü â êîñó. ×òîáû êîñà âûãëÿäåëà áîëåå äëèííîé, â íåå âïëåòàëèñü øåëêîâûå ëåíòû. Òàêàÿ ïðè÷åñêà èìåëà ãëóáîêîå çíà÷åíèå: îíà îëèöåòâîðÿëà óãíåòåíèå êèòàéñêîãî íàðîäà. Èíòåðåñíî, ÷òî êàê òîëüêî çàêîí÷èëñÿ ïåðèîä ìàíü÷æóðñêîãî ãîñïîäñòâà, êèòàéöû ïåðâûì äåëîì èçáàâèëèñü îò ñâîèõ äëèííûõ êîñ.

Óõîä çà âîëîñàìè

 êà÷åñòâå øàìïóíåé êèòàéöû èñïîëüçîâàëè ñðåäñòâà, ñäåëàííûå íà îñíîâå ìîðñêèõ âîäîðîñëåé: ñ÷èòàëîñü, ÷òî îíè óñèëèâàþò ðîñò âîëîñ. Âîçìîæíî, ýòî äåéñòâèòåëüíî òàê, âåäü, ñóäÿ ïî äðåâíåêèòàéñêèì ãðàâþðàì, ó áîëüøèíñòâà êèòàÿíîê áûëè äëèííûå, ðîñêîøíûå âîëîñû. ×òîáû îêðàñèòü ëîêîíû, êèòàÿíêè èñïîëüçîâàëè öâåòíóþ ïóäðó, à äëÿ ïðèäàíèÿ áëåñêà ñìàçûâàëè âîñêîì èëè ðàñòèòåëüíûì ìàñëîì. Äëÿ ñîçäàíèÿ ïðèÿòíîãî àðîìàòà ïðèìåíÿëèñü öâåòî÷íûå ýññåíöèè.

 äðåâíîñòè æèòåëÿì Ïîäíåáåñíîé ïðèõîäèëîñü íåëåãêî: äëÿ ñîçäàíèÿ ñëîæíûõ ïðè÷åñîê òðåáîâàëîñü íåìàëî âðåìåíè è ñèë. Ìîæíî òîëüêî ïîðàäîâàòüñÿ òîìó, ÷òî â íàøè äíè ìîæíî ïðîñòî îáðàòèòüñÿ â ïàðèêìàõåðñêèé ñàëîí, ãäå ìàñòåð ñäåëàåò âàì ñòðèæêó, êîòîðóþ íå íàäî áóäåò óêëàäûâàòü åæåäíåâíî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ!

Источник

Одежда и прическа

Нам ничего не известно об одежде яншаосцев; очень мало— о том, как одевались иньцы. Однако есть основания утверждать, что на протяжении I тысячелетия до н. э. одежда древних китайцев претерпела весьма существенные изменения. Речь идет прежде всего о составе древнекитайского костюма.

Подчеркивая отражение социальных различий чжоуского общества в одежде, один из государственных деятелей VIII в. до н. э. говорил: «Халат, шапка, передник, яшмовая табличка, которую держат в руках при аудиенции, пояс, плахта, обмотки и туфли… все указывает на соблюдение установлений, соответствующих рангу» [Legge, т. VII, 38]. В основном те же элементы костюма постоянно упоминаются и в более ранних чжоуских надписях на бронзе: «дарю тебе… головной убор, халат, передник и туфли» [Го Мо-жо, 1958. т. 6, 34]; «дарю тебе пурпурный халат… и красный передник» [там же, 72] и т. д. Таким образом, основными компонентами традиционного чжоуского мужского костюма были: головной убор, халат, пояс, передник, туфли.

Древние китайцы не стригли волос и в этом отношении противопоставляли себя юэсцам, носившим короткие прически. Единственно приемлемой с точки зрения общепринятых норм прической древние китайцы считали волосы, свернутые в пучок, закрученные на затылке и скрепленные шпилькой. Эта прическа сохранялась у китайцев вплоть до маньчжурского завоевания в XVII в., когда повсеместное распространение получили косы; восходит она к глубокой древности. В культурном слое яншаоских поселений нередко встречаются головные шпильки [Мяо- дигоу…, 62]; они чрезвычайно характерны и для иньского времени, когда для их изготовления использовалась слоновая кость [Сэкай, 131]. Об исключительном значении головных шпилек в иньское время свидетельствует иероглиф «фу»

(«мужчина») — изображение человека анфас со шпилькой в волосах. Этимология этого иероглифа проясняется в свете несколько более поздних письменных свйдетельств. По достижении совершеннолетия юноши проходили в чжоуском Китае своеобразную инициацию. Им укладывали волосы пучком и закалывали их шпилькой — с этого момента прошедший инициацию становился полноправным мужчиной [подробнее см.: Ли Ань-чжай, 49–51].

В отличие от женщин взрослые мужчины всегда носили головной убор — необходимый атрибут мужского костюма. «Без меня вы то же, что одежда без головного убора или река без источника», — говорится в «Цзочжуане» [Legge, т. VIII, 625]. В отличие от Европы в Китае не сформировался обычай снимать головной убор, входя в помещение и тем более приступая к трапезе: в средневековом Китае обедать или заниматься каллиграфией с непокрытой головой считалось для мужчины совершенно неприличным [Цзацзуань, 34]. Эти представления восходят по крайней мере к чжоускому времени. Когда циский правитель Хуань-гун опьянел на пиру и снял при всех свой головной убор, это было сочтено проявлением крайней разнузданности; три дня после этого Хуань-гун стыдился показываться на глаза придворным [Шан Бин-хэ, т. 4, 2]. Добавим попутно, что прическе и уходу за волосами чжоусцы придавали особое значение. Считалось необходимым мыть голову раз в три дня [Чэнь Хао, 154]. Для мытья головы использовали пшенный отвар [Шан Бин-хэ, т. 4, 10]. Правила хорошего тона предписывали детям вставать утром с петухами, мыть руки, полоскать рот и причесываться [Чэнь Хао, 152]. Находки гребней (преимущественно костяных) в стоянках эпохи неолита свидетельствуют, что уже яншаосцы и луншаньцы ходили причесанными. Традиция не прерывалась и в дальнейшем. Известны иньские гребни из слоновой кости, украшенные великолепным орнаментом [Сэкай, 131]. В чжоуское время считалось, что жена должна ухаживать за мужем «с полотенцем и гребнем» [Legge, т. VIII, 461]. Гребни были деревянные или из слоновой кости [Шан Бин-хэ, т. 4, И]. Образ гребня нередко используется в поэтических сравнениях, например:

Читайте также:  К чему снится выпадение волос на голове у себя мужчину

В плотные, плотные груды ссыпают зерно;

в груды высокие, как крепостная стена,

гребню густому как будто подобна она

[Шицзин, 439–440].

Одним из важных компонёнтов чжоуского костюма был, как отмечалось, халат.

В письменных источниках сохранились некоторые указания, позволяющие в общих чертах восстановить особенности покроя чжоуского халата. Он должен быть «не настолько коротким, чтобы было видно тело, и не настолько длинным, чтобы волочиться по земле» [Чэнь Хао, 315]. Халат кроился из 12 кусков ткани [там же], ширина которых составляла 2 чи 2 цуня (около 55 см) и зависела от конструкции ткацкого станка. Примерно такую же ширину имели ткани и в ханьское время; однако реальная величина единиц длины постепенно уменьшалась, и поэтому во II–I вв. до н. э. 2 чи 2 цуня составляли уже от 48,5 до 45,5 см [Лубо-Лесниченко, 18–19].

Рукава халата должны были иметь ширину 1 чи 2 цуня (около 30 см) [Чэнь Хао, 169], ширина халата на поясе — в три раза больше, а нижняя ширина — вдвое больше, чем на поясе [там же], т. е. около 1,8 м. Рукава были длинными настолько, чтобы, будучи завернуты, они достигали локтя [там же, 315]. Халат имел дополнительную полу в виде клина [там же, 169]. В квадратный вырез вшивался воротник высотой 2 цуня (около 5 см) [там же].

Легкие халаты шились без подкладки [там же]. Если же они имели подкладку, последняя обычно была другого цвета, чем сам халат:

Одежда на вас зеленого цвета,

вы желтый мой шелк для подкладки избрали

[Шицзин, 37].

Зимние халаты подбивались шелковой ватой в «Цзочжуане» помещены слова некоего У Чэня, советовавшего правителю лично проинспектировать свою армию: тогда даже в холод солдатам будет казаться, что на них халаты на ватной подкладке [Шан Бин-хэ, т. 4, 16].

Халат непременно следовало подпоясывать: «не настолько низко, чтобы пояс давил на бедра, и не настолько высоко, чтобы он давил на ребра» [Чэнь Хао, 315]. Пояс делался из куска шелковой ткани; он закреплялся застежкой, причем свободные концы свешивались вниз:

Отрок на пояс привесил наперстье стрелка…

Пусть он на пояс привесил наперстье стрелка,

разве с моею сравнится искусством рука?

С поясом мужа он беззаботен и рад — кисти у пояса,

вниз опускаясь, висят [Шицзин, 78].

Поясные пряжки в позднечжоуское время делались из бронзы и нередко украшались инкрустацией [Го Бао-цзюнь, 51; Ань Чжи-минь, 1953, 100 и далее]. Наиболее крупные экземпляры из числа найденных в археологических раскопках достигают значительных размеров — более 20 см в длину [Го Баоцзюнь, 49].

Неотъемлемой частью чжоуского костюма был также передник — далекий аналог набедренной повязки или пояса стыдливости. Передник этот изготовлялся из кожи и имел ширину 2 чи (около 50 см) внизу и 1 чи наверху при длине 3 чи [Чэнь Хао, 171]. Он завязывался на поясе и спускался до колен. Этим, очевидно, объясняется ошибка Дж. Легга, употреблявшего в переводе слово Knee-covers; русский эквивалент этого выражения («наколенники») использован А. А. Штукиным в его переводе «Шицзина» (например, «в алых стоят наколенниках триста вельмож» [Шицзин, 179]; «наколенники ярким багрянцем сверкают» [там же, 226]; «заблестит наконец их наколенников яркий багрец» [там же, 242] и т. д.). Однако В. Эберхард еще в 1946 г. отмечал, что так называемые Knee-covers в действительности представляют собой Schurz («передник», «фартук») [Eberhard, 36–37].

Эберхард высказал также предположение, что древнекитайский передник южного происхождения. Это мнение было поддержано П. Серройсом, обратившим внимание на то, что в словаре «Шовэнь», составленном в I в. н. э., слово «передник» поясняется как «одежда южных варваров» [Serruys, 1969, 257]. К тому времени у самих древних китайцев этот компонент костюма уже вышел из потребления.

Туфли в чжоуское время были двух типов: на твердой (деревянной) и мягкой подошве. В надписях на бронзовых сосудах упоминается первый тип, в «Шицзине» — и тот и другой:

1. Преславный потомок, велик и прекрасен был князь,

спокоен и важен, — багряные туфли на нем [Шицзин, 193].

В золоте туфель сафьян [там же, 227].

Алые туфли и черный халат [там же, 399].

2. Туфель пеньковых пять пар подобрала она [там же, 122].

Легкие туфли свои из пеньки

он и в морозец согласен носить [там же, 129].

И в легких туфлях, свитых из пеньки, т

ам ходят по земле, покрытой льдом [там же, 275].

Входя в дом, древние китайцы снимали обувь. Соответствующее указание содержится в официальных предписаниях «Ли-цзи»: «В туфлях не поднимайся в залу» [Чэнь Хао, 7]. Об этом же говорят и многочисленные упоминания в других источниках. Например, в «Цзочжуане» рассказывается о том, что, получив неожиданное послание, правитель выбежал из дворца босиком: он забыл второпях надеть туфли, стоявшие у входа [Legge, т. VII, 323].

Древние китайцы надевали туфли на босу ногу. Когда однажды правитель царства Вэй устроил пир, то некто Шэн-цзы занял свое место, не сняв туфель. Правитель был разгневан. Но Шэн-цзы извинился и объяснил: «У меня на ногах чирьи, и, если Вы увидите их, Вам будет неприятно. Вот почему я не осмелился снять туфли» [там же, т. 8, 856].

Надевали обувь сидя, сначала на одну, затем на другую ногу, укрывая их халатом [Чэнь Хао, 7].

Читатель, конечно, обратил внимание на то, что при перечислении компонентов чжоуского костюма не были упомянуты штаны. Как и многим другим древним народам, чжоусцам и иньцам этот немаловажный с современной точки зрения предмет одежды не был известен. Поэтому когда в IV в. до н. э. правитель царства Чжао, Улин-ван, ввел в своей армии ношение штанов, заимствованных от северных соседей — кочевников, это означало поистине революционные изменения в традиционном костюме. Вскоре штаны вошли, во всеобщее употребление.

Читайте также:  Мужчины с длинными волоса и

Несмотря на то что состав древнекитайской одежды претерпел на протяжении I тысячелетия до н. э. важные изменения за счет заимствования первоначально чуждых древним китайцам элементов, некоторые особенности ее покроя и манеры ношения оказались чрезвычайно стойкими. Речь идет, например, о манере запахивать верхнюю одежду.

Здесь приходится отметить одно недоразумение, вошедшее в русскую китаеведческую литературу е легкой руки такого крупного авторитета, как Н. Я. Бичурин (Иакинф). Во время своего длительного пребывания в Китае в начале XIX в. монах Иакинф постоянно носил китайскую одежду и должен был хорошо знать ее особенности. Однако в переводе династийной хроники «Чжоу-шу» он допустил труднообъяснимую ошибку. В тексте говорится о древних тюрках, и Иакинф переводит: «Обычаи тукюэсцев; распускают волосы, левую полу наверху носят» [Бичурин, т. 1, 229]. Это повлекло за собой целую цепь досадных ошибок [подробнее см.: Вайнштейн, Крюков, 182–186].

Между тем по крайней мере с иньского времени предки древних китайцев всегда запахивали верхнюю одежду только направо, так что левая пола оказывалась наверху. Правда, судить об этом по знаку «халат», встречающемуся в иньских надписях, трудно: как любой иньский знак, он мог иметь прямой и зеркальный вариант. Но на статуэтке, найденной в иньском погребении близ Аньяна, мы видим халат, запахнутый направо [Ли Я-нун, табл. 30]. То же самое прослеживается на всех без исключения известных в настоящее время древнекитайских изображениях чжоуского времени (рис. 33). Вполне закономерно, что на керамической форме, предназначенной для отливки детали бронзового сосуда и представляющей собой зеркальное изображение человека, халат на нем запахнут налево [Синь чжунго… табл. 51].

Манера запахивать одежду направо сохраняется у китайцев до сих пор — это одна из наиболее устойчивых черт китайской материальной культуры. Именно этой черте китайцы всегда придавали исключительное значение, рассматривая ее как показатель этнической принадлежности. Достаточно вспомнить высказывание Конфуция, в котором он оценивает заслуги Гуань Чжуна в борьбе с кочевниками: «Если бы не Гуань Чжун, мы все ходили бы непричесанными и запахивали бы одежду налево» (т. е. приняли бы обычаи «варваров») [Legge, т. I, 282].

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Глава 1
Прическа как признак принадлежности
В Средневековье, равно как и в древности и вообще в традиционном обществе, вопрос внешности, в частности прически, менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью –

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника
В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Прическа
В одном старинном сборнике обычаев говорится, что монахи обязаны мыть голову перед Вербным воскресеньем. При этом не уточняется, мыли ли они голову при других обстоятельствах (последнее вполне вероятно).Бенедиктинцы, бернардинцы, картезианцы, которые не стригли

Глава 1. Прическа как признак принадлежности
В Средневековье, равно как и в древности и вообще в традиционном обществе, вопрос внешности, в частности прически, менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью —

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника
В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Одежда
Считалось, что партизаны должны обеспечивать себя одеждой в районах проведения своих операций. Поставка одежды по воздуху осуществлялась в отдельные районы, такие как, например, Крым, или была ограничена отдельными предметами одежды, которые партизанам было

§ 2. Одежда
Легко предвидеть, что многим данная книга покажется очередной попыткой усложнить восприятие исторической действительности привнесением в нее не только понятия ментальности, действительно несколько расплывчатого и многообразного, но к тому же и рассуждений

IX
Одежда
Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие; но, присмотревшись к частностям ее, легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою, чем отличий, которые преимущественно основывались на особенностях

Одежда
За два с половиной тысячелетия – с 3000 до 500 г. до н. э. мода сильно изменилась. Текстиль определенно был известен уже в 3-м тысячелетии до н. э., а до него использовались шкуры и овечья шерсть. Одежда шумеров, судя по изображениям на памятниках, вероятно, была сделана из

Одежда
Скифы также очень любили нарядные украшения на одежде. Они могли выполнить аппликацию с такой точностью и мастерством, что она походила на самую изысканную вышивку. Они делали для себя великолепную, но чрезвычайно практичную одежду, часто используя мех и кожу.

ХЛЕБ, МЯСО И ИМПЕРСКАЯ ПРИЧЕСКА
Западные институты были усвоены японцами в определенной мере благодаря влиянию просвещенного императора. Муцухито превратился из недоступного первосвященника в монарха европейского типа, присутствовал на военных маневрах и

Манера одеваться, макияж, прическа
Все это немаловажно и многое может рассказать о человеке, особенно о женщине. Женщина – актриса по природе и часто переодевается, вместе с одеждой меняя поведение и роль.Однако было бы ошибкой считать, что лишь женщины придают одежде так

Одежда
Но прежде чем окунуться в водоворот светской жизни, необходимо было запастись достаточным количеством костюмов, для того чтобы соблюдать светский «дресс-код». Лексиконы хороших манер напоминали, что «мужчины являются на завтрак в сюртуках. Жакет допускается

Одежда

Древние могилы и бабушкины сундуки
Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для

Причёска
Мужчины издавна подстригали волосы ровно над глазами, подстригали и подбривали над ушами и на затылке; иногда оставляли падающими на плечи. Позже представители зажиточных слоев населения (дворяне, казацкая старшина, мещане) оставляли волосы на макушке. У воинов

Источник