Эволюция волос женщин и мужчин

Эволюция волос женщин и мужчин thumbnail

.

” Она делает женщину более привлекательной, а у мужчины подчёркивает черты его характера”. (Дидро)

Мужчины и женщины всегда уделяли большое внимание причёске. Красота – качество, которое ценилось во все времена. Всё, что считалось модным, считалось и красивым. И причёска всегда зависела от моды. А поскольку представления о красоте всё время менялись, то и причёска в разные века выглядела по-разному.

Древние времена

  • ассирийцы, персы и египтяне отдавали предпочтение пышным причёскам. Чтобы легче достичь вожделенной пышности в ход шли парики. Уже тогда вовсю применялись завивка и окраска волос.

9 век до н. э. Ассирийские воины с завитыми бородами и прическами

5 век до н. э. Шумерская прическа из завитых волос

Древнеегипетская прическа

В древности у этих народов, не завитые волосы символизировали горе и траур.

У древних германцев и кельтов также были в почёте длинные, но распущенные волосы. Такая причёска у мужчин считалась символом свободы и власти.

Древний кельт

Древняя Греция

Жители Греции гомеровской эпохи (12 – 8 вв. до н. э.), и мужчины и женщины, для создания своих модных причесок применяли завивку и окраску волос.

Древнегреческие модницы не ценили свой естественный цвет волос и хотели быть похожими на свою златокудрую богиню красоты Афродиту. Они широко использовали различные щелочные составы для осветления своих волос.

В особо торжественных случаях состоятельные греческие модницы даже припудривали свои прически золотым порошком.

Светловолосая древнегреческая богиня

Моду в женских прическах Древней Греции задавали гетеры.

В то время существовала прическа, которая так и называлась “прическа гетеры”: волосы укладывались на затылке и, либо покрывались куском ткани, либо собирались в специальный мешочек.

Древнегреческая гетера

Гречанки, причесываясь, поднимали завитые волосы вверх и, поддерживая их с помощью лент, собирали в пучок.

Это и была популярная до сих пор прическа – “греческий узел”.

Она имела множество вариантов, но в её основе всегда был объемный пучок кудрявых волос на затылке.

Греческий узел

Женская прическа “Лампадион” была одной из разновидностей “греческого узла” :

завитые локоны собирались на затылке в виде короткого конусообразного пучка, напоминающего пламя костра:

Древнегреческая женская прическа “Лампадион”

  • Прически древнегреческих мужчин своей мягкостью формы напоминали женские. В период 7 – 6 вв. до н.э. мужчины могли носить длинные завитые волосы, которые либо заплетались в косы и укладывались вокруг головы, либо собирались в низкие пучки.

Мужская прическа в Древней Греции

Статуя Аполлона Бельведерского демонстрирует нам довольно женственную прическу под названием “бант Аполлона” или “цикада”. Длинные завитые пряди волос уложены надо лбом в форме банта. В то время ( ок. 330 – 320 до н. э.) эту универсальную прическу могли носить не только мужчины, но и женщины.

Мужская прическа ” Бант Аполлона”

“Бант Аполлона” – женский вариант

В 3 -2 вв. до н.э. стала популярной мужская прическа, названная в честь полководца Александра Македонского. Волосы для неё должны были быть завиты и коротко подстрижены “лесенкой”:

Александр Македонский

Позже, лет через сто, прически мужчин стали менее объёмными – волосы начали постригать. Но завитые мужские кудри , по-прежнему, оставались актуальными.

Древний Рим

В Римской Империи также господствовал культ белокурых волос. Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Чтобы волосы посветлели, их смачивали губкой, пропитанной маслянистой эмульсией из жирного козьего молока и золы букового дерева. Затем модницы надевали широкополую шляпу без верха, раскладывали свои волосы на огромных полях этой шляпы и очень долго сидели под солнечными лучами, осветляя волосы.

Древнеримская причёска из осветлённых волос

Но модными считались и более сложные прически, такие, как “нодус”. Надо лбом делался валик из волос, а сзади волосы собирались в пучок:

Причёска с валиком “нодус в Древнем Риме

У знатных римлянок были популярны каркасные прически под названием “тутулус“. Для придания им величественной формы использовался каркас из медной проволоки: волосы завивались, приподнимались надо лбом и крепились на проволочную раму:

Каркасная причёска знатных римлянок

Знатные и богатые римлянки часто меняли прически, даже по несколько раз в день. В их распоряжении всегда были специально обученные рабы-парикмахеры.

Для женщин Древнего Рима примером для подражания были прически императриц, а для мужчин – прически их императоров.

В период Республики женщины носили и простые прически, напоминавшие по форме ” греческий узел”. Часто свои длинные волосы они разделяли на прямой пробор и собирали в пучок на затылке.

“Греческий узел”

Римские легионеры, как правило, прически носили короткие и стрижку предпочитали типа “ёжик”:

Причёски римских легионеров

Хотя завитые кудри ещё оставались неотъемлемым элементом мужской прически, стрижки римлян были короче, чем у древних греков. Волосы укорачивали до мочки уха, оставляя короткую челку.

Короткая стрижка. Волосы мужчины завиты

Часто пожилые знатные римляне маскировали свою плешивость накладными волосами или париками.

Средние века

Идеалом красоты того времени была пресвятая дева Мария. Земная женская красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Поэтому блондирование волос было провозглашено нечестивым занятием.

Носить длинные и распущенные волосы было привилегией только молодых незамужних девушек:

Сибилла Клевская. Лукас Кранах

Замужние женщины носили более скромные причёски. Волосы они заплетали в косы и прятали под чепцом. Те места, где волосы могли выглядывать из-под чепца, на лбу или на затылке, выбривали.

  • Чтобы подчеркнуть нежность и хрупкость своего облика, прекрасные дамы средневековья выщипывали не только брови, но и ресницы.

Плавность линии лба не должны были нарушать даже брови, которые выщипывали не только женщины, но и мужчины. ок. 1450г

Только в эпоху позднего средневековья замужние женщины стали открывать волосы. Их укладывали в красивые причёски в соответствии с модой того времени:

Позднее средневековье

Красивой также считалась стройная “лебединая” шея. Для того, чтобы шея казалась более длинной, затылки высоко подбривали.

  • Средневековые мужчины стригли волосы довольно коротко, сейчас бы сказали “под горшок”. Концы свисающих прядей иногда завивались. Прически были просты. Волосы равномерно расчёсывали по всей голове, иногда выбривая их на затылке и около ушей:

Обычная в Средние века мужская прическа с завитыми на концах прядями

И крестьянин и рыцарь той поры могли иметь вполне похожие прически.

Ренессанс

Новая мода эпохи Возрождения выступала против неестественности готической моды . В это время прическе, её украшению и цвету волос стали уделять особое внимание. Ренессансная мода, как говорили её теоретики, и, в частности , мода на прически, прежде всего, должна была быть богатой.

15 век. Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи

Прически Возрождения поражают своим великолепным декором. Они состоят из разных вариантов узлов и кос, украшенных драгоценностями и цветами. В длинные пряди вплетались ленты, нити жемчугов и кораллов, волосы заплетали в различные по форме и толщине косы (не без помощи искусственных волос), Из длинных прядей волос свивали жгуты и закручивали в валики. Прически украшались специальными сеточками и накидками.

Реконструкция причёски эпохи Возрождения

Использование сеточек для волос дамами Ренессанса

Важнейшим условием красоты, как её понимали и до эпохи Возрождения, и во времена её расцвета, и впоследствии, были белокурые волосы. В то время темноволосые модницы уже знали несколько способов осветления волос.

Читайте также:  Зачем нужны волосы на лобке у мужчин

Все требования по созданию модных причесок точно выполнялись, и каждый итальянский портрет этой эпохи является тому подтверждением. Причёски в стиле Ренессанс с такой большой точностью изображены на картинах Боттичелли, что мы можем их с легкостью скопировать:

15 век. Девушки с модными причёсками

В эпоху Возрождения считались красивыми неестественно высокий, открытый и чистый лоб и стройная “лебединая” шея. Для достижения этого эффекта женщины высоко подбривали лоб и затылок.

  • Мужчины в эпоху Ренессанса отращивали длинные волосы. Свои завитые волнистые волосы они носили распущенными. Мужские прически представляли собой взбитые пышные кудри, которые или зачесывались назад, или были расчесаны на прямой пробор.

Джованни Беллинни. Портрет юноши

В мужской моде господствовали причёски шарообразной и элипсовидной формы из длинных завитых волос.

  • Элипсообразная мужская прическа “колб” могла иметь небольшую чёлку.

15 век. Якопо да Валенца. Портрет молодого человека

У молодых людей также была популярной прическа из волос, уложенных в широкий валик концами внутрь:

15 век. Джованни Белинни. Портрет.

Были популярны мужские стрижки, такие, как “лесенка” или “пейзанская”.

  • Прически бедных и богатых жителей тогдашней Флоренции были весьма похожи.

Рококо

18 век. Это, поистине, время чудес парикмахерского искусства. Главный акцент в модном образе делался на причёску.

Дама 18 века в напудренном парике

Сложность и изощрённость в укладке волос достигает вершины. В процессе создания женской причёски используются парики, шиньоны,кружева, цветы (нередко живые, прямо в ёмкости с водой), всевозможные гребни и ленты.

Чтобы живые цветы в прическе дольше оставались свежими, их помещали туда прямо в плоских бутылочках, наполненных водой

Жеманные красавицы “осьмнадцатого” века частенько под пышными париками прятали свои давно немытые волосы. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше – модницы неделями не причёсывались и не мыли голову.

Дамские туалеты, в связи с этим прискорбным фактом, оснащались разнообразными ловушками вшей и блох (например, в виде носимого с собой чучела животного, на которое перепрыгивали докучные насекомые), а также изящными, богато украшенными чесалками головы:

Средства борьбы с насекомыми, населявшими причёски и туалеты знатных дам

Модники и модницы носили белые напудренные парики, которые ввел в моду Король-Солнце. “Солнцеликий” отнюдь не являлся почитателем естественной красоты.

Дама 18 века в напудренном парике, украшенном перьями

  • В 1780 году у мужчин была популярна прическа “Ан до де лань” (с фр. “ослиный хребет, т. е. “с изгибом”): локоны по бокам и длинная коса сзади:

Мужская причёска с косой в стиле рококо

Ампир

Увлечение античностью привело к возрождению “старинных образцов” причесок. Парикмахеры первой половины 19 века вдохновлялись образами древнеримских героинь и богинь.

Жан-Лоран Монье. Дама с прической из довольно коротких завитых волос, собранных в высокий узел, похожий на “греческий”.

Женщины носят прически с легкой завивкой. На смену многоэтажным сооружениям из волос, гребней, цветов и разнообразных предметов приходят прически из волос не очень длинных, завитых и собранных в высокий узел. Они украшаются жемчужными нитями и диадемами .

Женские прически имперской моды

Моду на дамские прически задают светские львицы. Супруга Наполеона – Жозефина Богарне, мадам Рекамье и Тереза Тальен ( они были хозяйками литературно- политических салонов).

Жозефина Богарне, первая жена Наполеона

Мадам Рекамье

Тереза Тальен одевалась и причесывалась по античному образцу. Её довольно короткие черные волосы, были завиты на концах, схвачены узкой лентой и приподняты на темени.

Тереза Тальен

  • На женских портретах Франсиско Гойи можно увидеть характерные прически в стиле ампир. Например, портрет Л. Корреа на его картине изображена с модной прической: волосы завиты, короткие кудри в художественном беспорядке падают на лоб:

19 век. ф. Гойя. портрет Л. Корреа

В 1810 году в моду входят прически пирамидальной формы. Обязательным элементом которых становятся завитые пучки или искусственные шиньоны.

Прическа в стиле ампир

Женские прически начала 19 века были довольно короткими, но, со временем, они стали делаться на более длинных волосах.

  • Мужские прически в имперском стиле, также, как и женские, небрежно элегантны. Пряди волос свободно падали на лоб, на висках укладывались по направлению к лицу :

Волосы молодого мужчины завиты и зачесаны к лицу

Прически ампир были достаточно просты и напоминали моду античности. Некоторые даже носили названия в честь римских императоров – “а ля Каракалла”, “а ля Титус”:

Имперский стиль мужских причёсок

Также в моде у мужчин эпохи Ампир были короткие стрижки с завитыми волосами:

Первая четверть 19 века. Портрет юноши

Романтизм

В моде на прически наступает своеобразный “распад стилей”. Наблюдается возврат к различным эпохам.

Сильно открытые, по тогдашней моде, плечи и шея позволяют даме особенным образом “выделить” голову. Опять стали создаваться щедро украшенные, сложные прически. Как правило, они состояли из гладко зачесанных на прямой пробор волос с крутыми локонами по бокам и на темени головы.

19 век. Причёска в стиле бидермейер

Прически к торжественным случаям и балам являли собой искусные творения из туго стянутых гладких волос и ниспадающих завитых локонов, часто, декорированных цветами и лентами.

Девушка 19 века с прической для бала

В прическах эпохи романтизма не учитывались ни естественная волнистость волос, ни форма головы

С помощью искусственных накладных волос и декоративных гребней дамы той эпохи создавали прически самых причудливых форм.

В качестве украшений для причесок использовались различные дополнения в виде лент, кружев, бантиков, искусственных или живых цветов. Прически бывали настолько вычурны, что часто напоминали декоративную архитектуру:

фото дамы 19 века с прической в стиле бидермейер

В некоторых вариантах причесок виски могли обрамляться не только завитыми волосами, но и заплетенными косами:

Вместо локонов по бокам косы. Остальные волосы при этом зачесывались вверх или назад и оформлялись в виде пучков различной конфигурации

Вечерние прически могли быть украшены перьями, а также шарфами, оформленными в виде тюрбанов( без всяких украшений). Сложная прическа уже сама по себе составляла часть вечернего туалета:

Тюрбан из восточного шарфа как часть вечерней прически дамы 19 века

Источник

Волосяной покров тела человека подвержен эволюционным изменениям в неменьшей степени, чем другие органы. Природой правит целесообразность, а уж она используя такие инструменты, как изменчивость и наследственность отбирает наиболее необходимые для данного периода времени свойства. С нашими волосами, как раз эта самая эволюция и происходит. Миллион лет назад наше тело в части оволосения мало чем отличалось от тех же шимпанзе или горилл. Однако, после переселения в степные районы и перехода к прямохождению, необходимость в сплошном оволосении тела отпала. Для лучшего теплообмена, на теле повсеместно развились потовые железы, выделяющие воду, которая испаряясь охлаждает тело. У обезьян таких желёз очень мало, их заменяет волосяной покров, не дающий перегреваться коже. Но это работает только в тени леса, а в степи под прямыми лучами солнца получается парниковый эффект – шерсть, нагреваясь постепенно нагревает воздух подшёрстка и тело перегревается. Словом голое тело с потовыми железами охлаждается эффективнее нежели тело покрытое шерстью.

Но тогда возникает законный вопрос: “А зачем волосы на голове?” Казалось бы голова наиболее подвержена нагреванию, а значит и потовых желёз на ней должно быть больше, а волос меньше. Но здесь срабатывает другой фактор – необходимость защиты. Волосы на голове призваны защитить наиболее важную часть нашего тела от механических повреждений. Голова, наиболее любопытная часть нашего тела. Она первая высовывается из укрытия, обследует заросли, словом попадает в незнакомую среду. Естественно ей нужна хоть какая-то защита. Кроме того она всегда попадает под прямые солнечные лучи, в то время как другие части тела гораздо чаще затенены, либо угол падения лучей не слишком велик. Поэтому голова нуждается в дополнительном затенении.

С головой всё понятно, а вот с волосами под мышками и в паховой области совсем другая история. Никакого солнечного излучения там нет, но несмотря на это волосы там растут. В чём же дело?

Читайте также:  Бреют ли мужчины волосы на лобковой части

Положим на стол металлическую пластину и высыпем на неё мелкие шарики. Сверху положим другую пластину, придавим её рукой и начнём двигать её в горизонтальном направлении. Легко? – Достаточно легко. А вот если убрать все шарики и положить пластины одну на другую, то такое смещение окажется затруднительным.

То есть волосы под мышками и в паху не что иное как природные подшипники, уменьшающие трение подвижных ног и рук о тело. Нашим предкам приходилось преодолевать пешком значительные расстояния и если бы в те времена они делали глубокую эпиляцию, то кожа в тех местах стиралась бы до крови, а это инфекции, болезни и смерть. То есть тем людям, кто ведёт ежедневный подвижный образ жизни все эти эпиляции противопоказаны. Они приведут к повреждению кожного покрова.

Ну и ещё одна функция волос – это распространение феромонов – ароматических половых гормонов, предназначенных для привлечения особей противоположного пола. В основании волосяных луковиц паховых и подмышечных волос кроме сальных и потовых желёз встречаются железы, вырабатывающие феромоны. В далёкие времена мужчина по запаху, на значительном расстоянии мог определить готовность женщины к зачатию, а женщина выявить наиболее подходящего ей в генетическом плане партнёра.

В наше время мы отказались от помощи природных подсказок. Мы пользуемся духами и одеколонами, делаем эпиляцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что молодые, только что созданные семьи, казалось бы без особых причин, распадаются. В домашней обстановке, когда супруги не используют ароматизаторы, женщина вдруг начинает чувствовать отвращение к супругу. Нет она может даже не понимать, что ей противен запах партнёра, её обонятельные анализаторы мозга будут ей сигнализировать, что этот партнёр не подходит ей генетически.

Спасибо!

Источник

Автор:

03 августа 2015 17:26

Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда и изменялась вместе с эволюцией человека.
Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства что-то свое, новое. Но само по себе оно всегда находилось в прямой зависимости от общего состояния экономики и культуры народов. Чем выше культура народа, чем богаче его вкус и разнообразней потребности, тем выше уровень парикмахерского искусства.