Лобная линия роста волос криминалистика

Лобная линия роста волос криминалистика thumbnail

Лекция № 6

Идентификация человека по признакам внешности

План:

Понятие криминалистического учения о признаках внешности. Классификация признаков внешности, их характеристика

Источники информации о признаках внешности

Криминалистическая портретная экспертиза

4.

Понятие криминалистического учения о признаках внешности. Классификация признаков внешности, их характеристика

Криминалистическая габитоскопия — это отрасль криминалистической техники, включающая системы теоретических положений о внешних признаках человека и совокупность методов и научно-технических средств, обеспечивающих собирание, исследование и использование этих признаков для отождествления личностиАверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма, 2003. С. 335..

Под внешностью понимают наружный вид человека. Криминалистически значимыми свойствами внешности человека являются ее неповторимость и относительная устойчивость (так, контуры лба, лица, форма головы и другие признаки лица обусловлены строением черепа).

Все признаки внешности можно разделить на две группы:

1) собственные признаки;                 2) сопутствующие признаки.

К собственным признакам внешности относят:

· общие физические данные (рост, вес);

· анатомические особенности строения тела человека — общий вид фигуры определяет телосложение (коренастое, атлетическое и т.д.), форма отдельных частей тела — головы, лица, шеи, плеч, груди, спины, рук, ног;

· антропологические признаки (раса, национальность);

· функциональные (динамические) признаки — осанка, походка, голос, жестикуляция, мимика и т.д.

Отдельное место отводится особым приметам — приметам, не связанным с обычным естественным развитием человека, являющимся результатом аномальных отклонений, как врожденных, так и приобретенных (в том числе и по воле человека). Они имеют высокую идентификационную значимость, так как редко встречаются. В свою очередь, особые приметы также могут быть анатомическими — горб, родимые пятна и др., функциональными — хромота, дефекты речи и т.д.

К сопутствующим признакам внешности относят признаки, отражающие особенности оформления внешности — макияж, прическу, одежду, обувь, головной убор и т.д. Фиксация сопутствующих признаков особенно важна при обнаружении неопознанных трупов.

В целом существует много различных критериев классификации признаков внешности. Так, в зависимости от постоянства существования признаки делятся на:

· постоянные (свойственные человеку в течение всей жизни);

· временные (свойственные в определенный промежуток времени — длина волос, кожная сыпь).

В зависимости от происхождения признаки подразделяются на естественные (заложенные природой) и искусственные (результат изменения внешности, например пластическая операция, наращивание волос).

Источники информации о признаках внешности

Источниками информации о признаках внешности и, соответственно, способами фиксации признаков могут быть следующие источники.

· Фотоснимки.

· Видеоматериалы (особое значение приобретают при изучении функциональных признаков, которые не отражаются на других каких-либо источниках.

· Субъективные портреты (составляются со слов очевидцев, как путем рисования, так и композиционных, с использованием программ типа «Фоторобот»).

· Слепки, посмертные маски (изготавливаются с умерших людей для установления личности).

· Графические и пластические реконструкции лица по методу, разработанному М.М. Герасимовым. Методика реконструкции лица основана на статистически установленных закономерностях между строением человеческого черепа и толщиной, формой тканей головы и лица. Недостатком этого метода является тот факт, что воссоздание точного портрета практически невозможно, многие частные признаки внешности, используемые при отождествлении, не отражаются (например, форма губ). Кроме того, для изготовления пластической реконструкции необходимы также и навыки скульптора.

· Описание по методу словесного портрета. Идею метода словесного портрета впервые озвучил А. Бертильон. Словесный портрет представляет собой метод описания признаков внешности человека, его функциональных особенностей с целью его идентификации. Метод основан на относительной неизменности многих признаков. При этом при описании внешности используются единые термины, описание осуществляется по определенной системе, что позволяет избегать различности в толковании.

При описании по методу словесного портрета сначала характеризуются общефизические данные: пол, рост, телосложение, возраст, антропологический тип. Далее дается описание отдельных частей тела, после этого — функциональные признаки. Описание в целом ведется по принципу от «общего к частному», относительно фигуры человека — сверху вниз. При характеристике отдельных элементов внешности их размер может указываться как в абсолютной, так и в относительной величинеАверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма, 2003. С. 347..

Черты лица в целом: а — крупные; б — мелкие

Форма отдельных элементов описывается при помощи геометрических фигур или линий (например, форма лица — круглое, овальное; брови — прямые, дугообразные).

Общая конфигурация лица: а — округлое; б — овальное; в — треугольное; г — квадратное; д — прямоугольное; е — ромбовидное

Положение отдельных элементов внешности определяют относительно других элементов внешности, вертикальных и горизонтальных плоскостей тела.

Положение лба: а — вертикальный; б — выступающий; в — скошенный назад

Элементы и признаки лица в фас: а — А, Б, В, Г, Д, Е, Ж — антропометрические точки лица (верхнелобная, глабелла, верхненосовая, зрачковые, подносовая, подбородочная, нижечелюстные), 1 — высота лба, 2 — ширина лба, 3 — линия положения брови, 4 — линия положения глазной щели, 5 — зрачковая линия, 6 — протяженность глазной щели, 7 — ширина спинки носа, 8 — высота носа (носовой части лица), 9 — ширина носа, 10 — высота верхней губы, 11 — протяженность ротовой щели, 12 — высота подбородка, 13 — оттопыренность ушной раковины, 14 — высота ушной раковины, 15 — осевая (медиальная) линия; б — 1 — линия роста волос, 2 — области лобных бугров, 3 — области надбровных дуг, 4 — головки бровей, 5 — контуры бровей, 6 — хвосты бровей, 7 — внутренние углы глаз, 8 — наружные углы глаз, 9 — контуры складок верхних век, 10 — носогубной фильтр, 11 — контур каймы верхней губы, 12 — контур каймы нижней губы, 13 — контур подбородка, 14 — контур завитка, 15 — контур противозавитка, 16 — контур козелка

Читайте также:  Плохой рост волос у девочки

Элементы и признаки лица в профиль: а — 1, 2, 3 — лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 — положение (наклон) лба, 5, 6 — измерение высоты и глубины переносицы, 7 — выступание спинки носа, 9 — линия основания носа, 10 — ширина ушной раковины, 11 — высота ушной раковины, 12 — вертикальная (фронтальная) линия; б — 1 — контур лба, 2 — контур спинки носа, 3 — контур нижнего края крыла носа, 4 — контур подбородка, 5 — положение верхней губы, 6 — положение нижней губы, 7 — наружный угол глаза, 8 —линия основания ушной раковины, 9 — завиток, 10 — козелок, 11 — противозавиток, 12 — противокозелок, 13 — мочка уха

В отношении волос, тела, глаз указывается цвет.

Описание функциональных признаков включает в себя характеристику осанки (положение головы, туловища, наличие сутулости и т.д.), походки (длина шага, темп, хромота и т.д.), мимики, жестикуляции, речи (наличие акцента, дефектов речи, «слов-паразитов», характеристика голоса и т.д.)

Примеры словесного описания внешности мужчины и женщины Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. Е.П. Ищенко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Контракт; Инфра-М, 2006.

Словесный портрет (полный) мужской.

· Пол: мужской.

· Возраст: на вид 25—27 лет.

· Национальность: украинец.

· Рост: средний.

· Телосложение: среднее, упитанность — средняя.

· Голова: большая, затылок вертикальный, теменная часть куполообразная.

· Волосы: средние, волнистые, по цвету — темно-русые, линия роста — дугообразная.

· Лицо в анфас — овальное, в профиль — прямое, по степени полноты — среднее, по цвету кожи — белое.

· Лоб: средний, вертикальный, по форме — прямой.

· Брови: средние, по форме — прямые, горизонтальные.

· Глаза: малые, горизонтальные, сближенные, по цвету — серые.

· Нос: большой, широкий, спинка носа — прямая, основание — горизонтальное, кончик носа — заостренный; выступание — среднее, глубина переносицы — средняя.

· Рот: средний, смыкание губ — волнистое, углы рта — горизонтальные.

· Губы: средние, выступание обеих губ.

· Подбородок: средний, по контуру — треугольный, по форме — острый, по положению — вертикальный, с ямкой.

· Зубы: среднего размера, частые, выступание одного нижнего зуба, нормальный прикус.

· Ушная раковина: малая, оттопыренность — общее прилегание, по форме — овальная. Мочка — большая, козелок — большой, противокозелок — сильно скошенный. Завиток — большой, противозавиток — выступающий.

· Шея: длинная.

· Плечи: широкие.

· Грудь: широкая.

· Спина: широкая.

· Руки: средней длины.

· Ноги: средней длины.

· Осанка: прямая. Голова наклонена вперед.

· Походка: быстрая, ровная.

· Жестикуляция: быстрая.

· Мимика: прищуривание

· Голос: по тембру — баритон, по силе — средний.

· Речь: спокойная.

· Особые приметы: небольшой шрам на подбородке.

· Одежда: одет в черные джинсы, коричневый свитер, обут в коричневые ботинки.

Словесный портрет (полный) женский.

· Пол: женский.

· Возраст: на вид 27—30 лет.

· Национальность: русская.

· Рост: средний.

· Телосложение: среднее.

· Голова: средняя, затылок вертикальный, теменная часть — плоская.

· Волосы: средней длины, завиты на концах, по цвету — русые, линия роста волос — овальная.

· Лицо: в анфас — прямоугольное, по степени полноты — полное, по цвету кожи — белое.

· Лоб: средний.

· Брови: длинные, узкие, дугообразные, скошенные наружу. По положению — горизонтальные.

· Ресницы длинные, окрашены черной тушью.

· Глаза малые, скошенные наружу, по цвету — зеленоватые.

· Нос: короткий, широкий, спинка носа — прямая, основание — слегка опущенное. Кончик носа — закруглен, выступание — малое, глубина переносицы — малая.

· Рот: малый, смыкание губ — волнистое. Углы рта — опущенные.

· Губы: по высоте — малые, ширина каймы губ — малая, окрашены помадой вишневого цвета.

Читайте также:  Бритье по росту волос на лице

· Подбородок: малый, по контуру — закругленный, по ширине — широкий, по выступанию — прямой.

· Зубы: мелкие, нормальный прикус.

· Ушная раковина: малая, оттопыренность — общая, по форме — круглая, мочка — отделенная.

· Шея: средней длины.

· Плечи: опущенные.

· Грудь: выступающая.

· Спина: широкая.

· Руки: средней длины.

· Ноги: средней длины.

· Осанка: прямая. Голова наклонена вперед.

· Походка: медленная.

· Жестикуляция: медленные движения головой при разговоре.

· Мимика: прищуривает глаза, имеет привычку в задумчивости пальцами рук касаться подбородка.

· Голос: по тембру — тенор, по силе — средний.

· Речь: спокойная.

· Одежда, украшения и другие приметы: одета в облегающее шерстяное платье темно-синего цвета, с большим отложным воротником и длинными узкими рукавами. Полочки платья застегиваются на четыре пуговицы, длина застежки — до линии бедер. Обута в черные лаковые туфли на среднем каблуке с застежкой.

Информация о внешнем облике человека широко используется в оперативно-розыскной деятельности в целях установления личности. При использовании информации обязательно учитываются условия ее получения, средства и методы, использовавшиеся для ее получения, оцениваются полнота и достоверность.

Криминалистическая портретная экспертиза

Криминалистическая портретная экспертиза дает возможность произвести идентификацию личности, по результатам ее проведения может быть установлен факт тождества. Так, портретная экспертиза позволяет установить, одно ли и то же лицо изображено на разных снимках, принадлежит ли череп неопознанного трупа лицу, изображенному на снимке.

Совмещение фотоизображений лица и черепа Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма, 2003. С. 362.

Объектами портретной экспертизы могут быть:

· фотоснимки;

· посмертные маски;

· видеокадры;

· черепа неизвестных трупов;

· рентгеновские снимки (как головы, так и отдельных частей).

При проведении фотопортретной экспертизы широко используются сравнительный, измерительный, математический, кибернетический методы. Для проведения экспертизы предоставленные снимки приводятся к одному масштабу. Сопоставляя фотоизображения, эксперт сравнивает отдельные признаки внешности, анализирует их, оценивает совпадение формы, размеров, расположения. Одинаковые признаки отмечаются. При математической обработке фотоизображения выбираются основные антропометрические точки (например, внутренние и внешние углы глаз), взаиморасположение которых измеряется, полученные расстояния преобразуются в математическую модель. Полученные с разных снимков математические модели сравниваются.

При проведении экспертизы обязательно учитываются условия получения изображений и возможные внесенные изменения.

Источник

Лоб — верхняя часть лица, сверху ограниченная линией роста волос, с боков висками, снизу бровями (верхним краем глазниц) и верхненосовой точкой.

Описывается по контуру, высоте, ширине, величине, наклону (положению). Изучаются лобные бугры, надбровные дуги, особенности.

При наличии «челки» высота и ширина лба не определяются, высота носа и другие высотные размеры определяются условно.

Рис. 4.40. Расположение антропологических точек и элементов лица.

Обозначения: tr — верхнелобная точка;/? — лобно-височная точка; п — верхненосовая точка; zy — скуловые точки; gn — подбородочная точка; tr—gn — физиономическая (абсолютная) высота лица; ft—ft — наименьшая ширина лба; zy—zy — ширина лица; 1 — линия роста волос; 2 — контур лобных бугров; 3 — контур надбровных дуг

Величина

Абсолютная величина определяется в фас по расстоянию между верхнелобной и верхненосовой антропометрическими точками, размещенными на элементе.

Относительная величина определяется в фас путем сопоставления высоты с шириной лица.

Средний — высота лба равна 1/3 высоты лица, ширина лба и лица равны.

Большой — высота лба больше 1/3 высоты лица, ширина лба больше ширины лица.

Малый — высота лба меньше 1/3 высоты лица, ширина лба уже лица.

Описывается как комплексный признак, определяемый по совокупности высоты и ширины.

Рис. 4.41. Лоб по относительной величине — малый

Рис. 4.42. Лоб по относительной величине — средний

Рис. 4.43. Лоб по относительной величине — большой

Контур

Прямой — линия лба близка к прямолинейной.

Выпуклый — линия лба дугообразная, с выступающим центром. Впалый — линия лба дугообразная, углублена в центральной части. Волнистый — линия плавно изогнута в области лобных бугров и надбровных дуг (извилистый).

Определяется в профиль по форме вертикальной плоскости лба.

Рис. 4.44. Лоб по контуру в профиль — прямой

Рис. 4.45. Лоб по контуру в профиль — выпуклый

Рис. 4.46. Лоб по контуру в профиль — впалый

Рис. 4.47. Лоб по контуру в профиль — волнистый

Высота

Средний — равна 1/3 высоты лица.

Высокий— больше 1/3 высоты лица.

Низкий— меньше 1/3 высоты лица.

Определяется по отношению высоты лба в фас путем сопоставления с физиономической высотой лица, ограниченной верхнелобной и подбородочной точками.

Рис. 4.48. Лоб по высоте — средний

Рис. 4.49. Лоб по высоте — высокий

Читайте также:  Можно ли изменить рост волос на голове

Рис. 4.50. Лоб по высоте — низкий

Ширина

Средний — равно ширине лица.

Широкий — больше ширины лица.

Узкий — меньше ширины лица.

Относительная ширина определяется в фас путем сопоставления расстояния между левой и правой височными частями лба, очерченными волосяным покровом с шириной лица в скуловой области.

Рис. 4.51. Лоб по ширине — широкий

Рис. 4.52. Лоб по ширине — средний

Рис. 4.53. Лоб по ширине — узкий

Наклон (положение)

Вертикальный — линия контура лба близка к вертикальной. Наклоненный вперед — линия контура лба выступает вперед за вертикаль.

Отклоненный назад — линия контура лба отступает назад за вертикаль.

Определяется в профиль по отклонению линии контура лба от вертикали, проведенной через наиболее глубокую точку переносья.

Рис. 4.54. Лоб по наклону — вертикальный

Рис. 4.55. Лоб наклонен вперед

Рис. 4.56. Лоб отклонен назад

Источник

Âîëîñÿíîé ïîêðîâ

Âîëîñÿíîé ïîêðîâ â öåëîì õàðàêòåðèçóåòñÿ æåñòêîñòüþ, ãóñòîòîé, ôîðìîé è öâåòîì. Æåñòêîñòü îïðåäåëÿåòñÿ ïî òîëùèíå âîëîñ. ×åì òîëùå âîëîñ, òåì îí æåñò÷å. Ïî æåñòêîñòè âîëîñû áûâàþò: æåñòêèå «òîëñòûå» è ìÿãêèå «òîíêèå». Ñâåòëûå âîëîñû, êàê ïðàâèëî, òîíüøå, à ðûæèå — òîëùå òåìíûõ.

Î÷åíü òîíêèå «ïóøèñòûå» âîëîñû âñòðå÷àþòñÿ ó äåòåé è ñòàðèêîâ. Ãóñòîòà îïðåäåëÿåòñÿ êîëè÷åñòâîì âîëîñ íà åäèíèöó ïëîùàäè êîæè. Îïèñûâàåòñÿ êàê «ãóñòûå âîëîñû» èëè «ðåäêèå âîëîñû». Ôîðìà îïðåäåëÿåòñÿ ïî ñòåïåíè èçãèáà ñòåðæíåé âîëîñ. Ðàçëè÷àþòñÿ: ïðÿìûå, âîëíèñòûå, êóäðÿâûå, «âüþùèåñÿ» è êóð÷àâûå âîëîñû. Öâåò îïèñûâàåòñÿ îáùåïðèíÿòûìè òåðìèíàìè èëè ñðàâíåíèåì ñ öâåòîì øèðîêî èçâåñòíûõ îáúåêòîâ.

Íàïðèìåð, òåìíîâîëîñûé — áðþíåò, ñâåòëîâîëîñûé — áëîíäèí, òåìíî-ðóñûé — øàòåí. Ïî öâåòó âîëîñû ðàçëè÷àþò: òåìíûå — ÷åðíûå, «óãîëüíûå», «÷åðíûå êàê ñìîëü», òåìíî-êàøòàíîâûå, êàøòàíîâûå, òåìíî-ðóñûå, ðóñûå ñ òåìíûì îòòåíêîì; ñâåòëûå — ñâåòëî-ðóñûå, ðóñûå ñî ñâåòëûì îòòåíêîì, ðóñûå, ñâåòëî-êîðè÷íåâûå, ñ ñåðîâàòûì èëè æåëòîâàòûì îòòåíêîì, áåëîêóðûå, «ïåïåëüíûå», «ñîëîìåííûå»; ðûæèå — æåëòûå, êðàñíî-æåëòîãî èëè òåìíî-êðàñíîãî îòòåíêà; ñåäûå — «áåëûå», «ñåðåáðèñòûå», ñåðûå ñ æåëòèçíîé, ïîäñèíåííûå; ñ ïðîñåäüþ — ñåäûå ïðÿäè, ïîëîñû, ãðóïïû ñåäûõ âîëîñ, «ñèâûå», òåìíî-ñåäûå, òåìíûå ñ ñåäèíîé; îêðàøåííûå; îáåñöâå÷åííûå (õàðàêòåðåí áåëûé èëè ñâåòëî-æåëòûé öâåò áåç áëåñêà).

Âîëîñÿíîé ïîêðîâ ãîëîâû îïèñûâàåòñÿ ïî äëèíå âîëîñ, ëîáíî-âèñî÷íîé ëèíèè èõ ðîñòà, ãóñòîòå, âèäó è ñîñòîÿíèþ, íàëè÷èþ è ìåñòîïîëîæåíèþ ëûñèíû, îñîáåííîñòÿì è ïðè÷åñêå.

Ðàçëè÷àþò âîëîñû: äëèííûå — ñâûøå 10 ñì (ïðèêðûâàþò øåþ) ó ìóæ÷èí, ó æåíùèí ñâûøå 30 ñì (íèæå ïëå÷); ñðåäíèå — ó ìóæ÷èí ìåíåå 10, íî áîëåå 2 ñì; ó æåíùèí âîëîñû ïðèêðûâàþò øåþ; êîðîòêèå — ó ìóæ÷èí äî 2 ñì, ó æåíùèí îíè íå çàêðûâàþò ïîëíîñòüþ øåþ.

Ëîáíî-âèñî÷íàÿ ëèíèÿ ðîñòà âîëîñ îïðåäåëÿåòñÿ ïî êîíôèãóðàöèè ãðàíèöû âîëîñÿíîãî ïîêðîâà ãîëîâû. ×àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ: äóãîîáðàçíàÿ, èçâèëèñòàÿ, ñ ìûñêîì èëè ì-îáðàçíàÿ, ïðÿìàÿ è àñèììåòðè÷íàÿ.

Ãóñòîòà âîëîñ îïðåäåëÿåòñÿ ïî ñòåïåíè ïîêðûòèÿ êîæè âîëîñÿíûì ïîêðîâîì. Âîëîñû áûâàþò: ãóñòûå, ïëîòíî ïîêðûâàþò ïîâåðõíîñòü êîæè; ñðåäíåé ãóñòîòû; ðåäêèå, «æèäêèå» âîëîñû — ìåæäó âîëîñ ñèëüíî ïðîñâå÷èâàåò êîæà. Ïî âèäó: ñóõèå, æèðíûå, «ñàëüíûå», ñåêóùèåñÿ, ïðè÷åñàííûå, íåïðè÷åñàííûå è äð.

Ëûñèíà îïèñûâàåòñÿ ïî îòñóòñòâèþ âîëîñ íà îòäåëüíûõ ó÷àñòêàõ ãîëîâû. Îíà ìîæåò áûòü: îáùàÿ, ëîáíàÿ, òåìåííàÿ, ëîáíî-òåìåííàÿ, ìàêóøå÷íàÿ, çàòûëî÷íàÿ, âèñî÷íûå çàëûñèíû è ïëåøèíû. Îñîáåííîñòè âîëîñ çàêëþ÷àþòñÿ â èçìåíåíèè öâåòà è íîøåíèè ÷óæèõ èëè èñêóññòâåííûõ âîëîñ: ïîäêðàøåííûå, îáåñöâå÷åííûå, ïàðèê, øèíüîí è ò.ï.

Ïðè÷åñêà îïðåäåëÿåòñÿ ïî âèäó, äëèíå âîëîñ, íàïðàâëåíèþ çà÷åñà ëîáíî-òåìåííîé ïðÿäè, íàëè÷èþ ïðîáîðà è åãî ìåñòîïîëîæåíèþ.

Âîëîñÿíîé ïîêðîâ íà ëèöå: óñû, áîðîäà, áàêåíáàðäû — îïèñûâàåòñÿ ïî ôîðìå, âåëè÷èíå, ïîëîæåíèþ è ôàñîíó. Îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå ñðàñòàíèÿ óñîâ è áîðîäû, óñîâ, áàêåíáàðäîâ è áîðîäû, íåäîðàçâèòèå âîëîñ íà ëèöå ó ìóæ÷èí, íàëè÷èå âîëîñ íà ëèöå ó æåíùèí. Ó ìóæ÷èí ðàçëè÷àþò «áðèòîå» è «íåáðèòîå» ëèöî.

Çàòûëîê îïèñûâàåòñÿ ïî ôîðìå è ïîëîæåíèþ. Ôîðìà îïðåäåëÿåòñÿ â ïðîôèëü ïî ëèíèè çàòûëêà. Ðàçëè÷àþò: êðóãëûé, ïëîñêèé, ïðÿìîé, âåðòèêàëüíûé, ñêîøåííûé, óãëîâàòûé, âûñòóïàþùèé çàòûëîê. Ïîëîæåíèå (íàêëîíåííîå, âåðòèêàëüíîå, âûñòóïàþùåå) îïðåäåëÿåòñÿ â ïðîôèëü îòíîñèòåëüíî âåðòèêàëè, ïðîõîäÿùåé ÷åðåç íàèáîëåå âûñòóïàþùóþ òî÷êó çàòûëêà.

Øåÿ îïèñûâàåòñÿ ïî âûñîòå (äëèíå), òîëùèíå, ïîëîæåíèþ, ïîâåðõíîñòè êîæè è îñîáåííîñòÿì. Ó æåíùèí øåÿ áîëåå òîíêàÿ è äëèííàÿ, ÷åì ó ìóæ÷èí, ãîðòàíü âûñòóïàåò ìåíüøå è áîëåå îêðóãëàÿ.

Âûñîòà (äëèíà) îïðåäåëÿåòñÿ ïî ñîîòíîøåíèþ âèäèìîãî ó÷àñòêà øåè îò ëèíèè ïëå÷ äî ïîäáîðîäêà ñ âûñîòîé ëèöà (îò òî÷êè ïåðåíîñüÿ äî êðàéíåé òî÷êè ïîäáîðîäêà) ñëåäóþùèì îáðàçîì: êîðîòêàÿ øåÿ — ìåíüøå ïîëîâèíû âûñîòû ëèöà; ñðåäíÿÿ — ðàâíà ïîëîâèíå ýòîé âûñîòû; äëèííàÿ — áîëüøå ïîëîâèíû âûñîòû ëèöà.

Òîëùèíà (õóäàÿ, ñðåäíÿÿ, òîëñòàÿ) îïðåäåëÿåòñÿ àíôàñ ïî îòíîøåíèþ øèðèíû âèäèìîãî ó÷àñòêà øåè â ñðåäíåé åå ÷àñòè ê øèðèíå ëèöà íà óðîâíå óãëîâ íèæíåé ÷åëþñòè.

Ïîëîæåíèå (ïðÿìîå, âåðòèêàëüíîå, íàêëîíåííîå âïåðåä è îòêëîíåííîå íàçàä) îïðåäåëÿåòñÿ â ïðîôèëü ïî îòêëîíåíèþ âèäèìîãî ó÷àñòêà øåè îòíîñèòåëüíî âåðòèêàëè. Îñîáåííîñòè îïèñûâàþòñÿ ïî ñòðîåíèþ øåè, èçìåíåíèÿì âèäà ïîâåðõíîñòè, ïàòîëîãè÷åñêèì ïðèçíàêàì.

Источник