Мужчины в парике с длинными волосами

Портрет А. Д. Меншикова, Санкт-Петербургского генерал-губернатора. 1716—1720 гг., неизвестный художник.Общественное достояние

В 17-18 веках помимо женщин, напудренные парики носили и мужчины из высших и не очень сословий. Парики были в основном белыми, покрытые пудрой и стойким парфюмом. Считается, что моду на парики ввёл французский король Людовик XIV, также известный как “Король-солнце”, правивший государством целую эпоху, 72 года (1643-1715), а поддержал его английский монарх Карл II. Существует версия, что Людовик унаследовал от отца редкие волосы, по причине этого и стал носить парик. Носить парики французский король обязал и всех своих придворных, а в итоге носить их стал весь высший свет не только Франции, но и Европы. Католическая церковь считала неуместной такую вещь в мужском гардеробе и пыталась бороться с этим явлением, но парики прочно вошли в обиход высших слоев европейского общества.

Людовик XIV, король Франции. Общественное достояние

Существовало до 45 видов париков.Знатный человек обычно имел как минимум три парика: утренний черный, каштановый в основное время дня и белый на вечер. В случае невозможности найти белый парик шатеновые волосы посыпали белой пудрой, либо просто мукой. Простолюдины мастерили себе парики из “подручных” материалов, это были хвосты собак и лошадей, овечья шерсть, волокна злаковых культур и т.д. Придворные парикмахеры Людовика XIV, а их было несколько тысяч, придумали для него торжественный, аллонжевый парик, на котором волосы, завитые в локоны, были почти до пояса. В обычной повседневной жизни граждане носили небольшой парик с кудрями, собранными в пучок.

Молодой человек в парике «аллонж», 18 век. Общественное достояние

Парики были не только модной тенденцией, но и имели полезность с медицинской точки зрения. В те времена достаточно часто страдали из-за сифилиса, одним из проявлений которого было выпадения волос на отдельных участках головы. Парик эффективно скрывал эту проблему, к тому же был модным аксессуаром. Состоятельные граждане стали брить голову, что было весьма недешево тогда, и носить парики.Еще одной полезной функцией парики обладали в вопросе борьбы со вшами: в случае заражения парик просто кипятили, что нельзя было бы сделать с собственной густой шевелюрой.

Король Англии Карл II (1630-1685). The Weiss Gallery. Общественное достояние

В России парики ввел император Петр I. Нововведения в штыки приняло духовенство. Сам Петр носил короткий парик из собственных волос, а так как имел свои длинные волосы, то одевал его как шапку, когда было холодно. Парики завозили из Европы, они были дорогими и назывались в зависимости от типажа “грива”, “пудель” и т.п.

Портрет канцлера Российской империи Головкина, И. Никитин, 1720-е годы. Общественное достояние

Тип париков менялся в последующие десятилетия, в зависимости от предпочтения правителей, начиная от “прусской косы” Бирона до “крысиного хвоста” при Екатерине II. Парики даже стали обязательны в обмундировании русской армии еще при Петре I, что было крайне неудобно при постоянных переходах армейских частей, так как парики требовали постоянного ухода. Но уже при Екатерине II в армии они были отменены. Но мода на парики оставалась вплоть до конца 18 века.

Если понравилась статья, подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки !

Источник

Фишель, Эжен Бенжамен. Джентльмен читает. 1700-е

Восемнадцатый век вошел в историю под названием “галантного века” благодаря почти 60-летнему господству стиля “рококо”, определявшему искусство, архитектуру и моду практически всех западноевропейских стран и их колоний в период с 1730 по 1789гг.

Мода рококо отражает тенденции своей эпохи гораздо ярче, чем минувшие периоды – помпезность барокко сменяется стремлением “соединить” природу и человека. Так, природа, проникшая во дворцы через окна салонов, была спроектирована на ткани и прически, в которых воспроизводились деревья, цветы, фонтаны и даже садовая архитектура.

Артуро Риччи. Послеобеденный чай

Несмотря на то, что законодателем мод считалась Франция, Англия была более удачлива в области мужской моды. Её творцами были лорды, артисты и денди. Лорд Кадогэн оказал влияние на всю Европу своей прической, лорд Спенсер своим жилетом, лорд Каррик своим плащом с несколькими воротниками. (Л.Кибалова, «Иллюстрированная энциклопедия моды»). Именно здесь постепенно подготавливается почва для нового стиля. Общество любителей античности с центром в Лондоне, основанное в 1732 году, пропагандировало «греческий вкус и римский дух», на различные торжества его представители одевались в античном стиле, дамам предлагали отказаться от кринолинов, мужчинам – носить нечто похожее на римские тоги. Но пока это были лишь единичные попытки введения античной одежды, которые получили повсеместное признание только несколько десятков лет спустя в качестве нового стиля “ампир”. Перед французской революцией почву для новой моды подготовила Англия. Её вкус, организация и мода в XVIII веке стали образцом, которым восхищались все европейские государства.

Мужская мода в первой половине XVIII века в какой-то мере повторяет тенденции женской моды, она так же роскошна, декоративна и даже женоподобна. Одной из характернейших черт европейской моды того времени, которой следовали практически все слои общества, за исключением крестьян и беднейших горожан, были парики. Парики использовали с древнейших времен египтяне, шумеры, ассирийцы, персы и римляне. В Новое время наибольшую популярность он приобрел в XVII веке при Людовике XIV. Такой парик из длинных, завитых в локоны волос, падавших на плечи, называли “алонж” (от франц. allonger ~ удлинять). Мужские парики оставались популярными в течение столетий, поскольку скрывали раннее облысение и седину.

Читайте также:  Что означает русый цвет волос у мужчин

В начале XVIII века самые большие изменения в моде произошли в прическах: длинные мужские завитые парики барокко превращаются в гораздо меньшие, более плоские и простые прически. И первыми от длинных париков начали отказываться англичане – еще в эпоху Стюартов, почти за 20 лет до георгианского периода.

Эволюция мужских причесок в начале 18 в.

23 мая 1706 г. – в самый разгар войны за Испанское наследство – у местечка Рамильи во Фландрии союзные англо-австро-голландские войска под командованием Джона Черчилля, герцога Мальборо, разгромили франко-баварскую армию. Победа оказала важное стратегическое влияние на ход войны. Однако, она, как выяснилось позже, оказала еще и влияние на моду.

Во время битвы герцогу Мальборо ужасно мешали кудри его огромного парика, которые были модны в то время. И он приказал адъютанту заплести кудри в косу. В результате получился стильный и более удобный парик, который тоже стал модным, и даже получил название “Рамильи”. ( Ивонина Л.И. Война за Испанское наследство.)

Начиная с 1718 г. мужские парики завиваются в обрамляющие лицо локоны, а позже – стягиваются и переплетаются в характерные косы. В моду входят белые напудренные парики, которые лишают своих владельцев возраста, скрывают его и придают им изысканный и необычный вид. В огромном количестве используют пудру, а во второй половине века английские модники – макарони настолько злоупотребляют косметикой и размерами причесок, что становятся объектами насмешек и карикатур.

Длинные мужские парики, которые носили лорды, состоятельные торговцы и промышленники вынуждали их коротко стричь собственные волосы. Однако в конце периода рококо, с уменьшением объема прически некоторые молодые люди и обладатели пышных шевелюр начинают отращивать длинные волосы, которые, однако, завивают и укладывают не менее тщательно, чем парики.

1762 г. Фрагмент портрета Дени Дидро. Худ. Луи-Мишеля ван Лоо.

Мужской парик изготавливался из натуральных человеческих волос или им подобного материала, – например, из конской гривы, овечьей шерсти, шелка, растительных волокон, и т. п. Парики из человеческих волос ценились выше всего. Согласно “Энциклопедии”* Дидро, лучшие парики изготавливаются из волос, поступавших из мест, подобных Фландрии, жители которых обычно пьют пиво и сидр; женские волосы лучше мужских; волосы сельских женщины лучше городских; и волосы каштанового цвета лучше всего подходит для париков – за исключением того, что белые парики приходится делать из волос, которые когда-то были темными.

Тот же автор утверждает: «В общем, волосы людей, которые не придаются излишествам, сохраняются дольше, в то время как волосы мужчин, которые постоянно развратничают, или женщин, которые продают себя мужчинам, имеют меньше сока, быстро сохнут и теряют качество».

Подкладку парика чаще всего делали из материи, иногда также из тонкой кожи, на которую нашивались волосы. Парики стоили дорого, в зависимости от вида и качества их цена колебалась от 2 до 4 и более фунтов. На эти деньги мужчина среднего достатка мог одеться с ног до головы, купив себе шляпу, камзол, бриджи, рубашку, чулки и туфли. Парик также требовал постоянного парикмахерского ухода – чистки, завивки и обработки пудрой.

Эйсен Франсуа. Утренний туалет. 1762г

Около 1715 года в моду вошли светлые парики, поэтому, после неудачных попыток добиться желаемого цвета путем отбеливания темных волос, начали использовать пудру. Пудру для волос изготавливали из крахмала тончайшего помола с ароматом цитруса, лаванды или фиалкового корня, и иногда окрашивали в синий, фиолетовый, розовый или золотистый цвет, но чаще всего она оставалась белой. Пудра быстро стала незаменимым средством и ее использовали вплоть до конца века.

Французская «Энциклопедия Париков» (франц. Encyclopédie Perruquière) ** в издании 1727 года перечислила 45 видов париков, а в 1764 году их насчитывалось уже 115 видов.

Виды мужских париков из Энциклопедии Дидро.Начиная снизу: 1. — парик с 2-мя косичками, 2. – парик с чехлом, 3. – квадратный или судейский парик, 4. — натуральный парик, 5. – парик священника, 6.— «женский» парик, 7. – «Катогэн», 8. – командирский парик, 9. — парик с узелками (завитками)

Виды париков.

1 Парик с кудрями (судейский или квадратный). Ко времени выхода «Энциклопедии» Дидро «квадратные парики», показанные в ней, являлись потомками длинных париков аллонж. Длинные парики типа «аллонж» (от франц. allonger ~ удлинять – мужской парик с длинными волосами, завитыми в локоны) к 1720 годам носили только юристы и врачи. К 1740 году он полностью вышел из моды, однако «квадратный парик» по-прежнему оставался непременным элементом официальной одежды английских судей и лондонского мэра, и в видоизмененном варианте сохранился до наших дней.

Уильям Хогарт. Судьи.

Читайте также:  Как увлажнить волосы у мужчины

Этот парик в течение всего века подвергался насмешкам — очевидно, из-за неприязни к английской системе правосудия.

Плакат У.Хогарта The Five Orders of Perriwigs, 1761 г.

Тот же знаменитый художник У. Хогарт на своей сатирической гравюре сравнивает «квадратный» парик с нижней частью мужской фигуры.

2. Короткие парики. Самым популярным повседневным париком стал более короткий парик “боб”, видимо в конце XVII – нач. XVIII в. его носили торговцы, который не могли позволить себе длинные парики, которые носили лорды.

«Шапочка» или короткий парик. Энциклопедия Дидро и фотоиз музея.

Этот вид был широко распространен в колониальной Америке, подобные парики носили священнослужители англиканской церкви на протяжении всего XVIII столетия. Никакой иллюстрации парика подобного стиля не сохранилось.

На рисунке из”Энциклопедии” Дидро изображена т.н. “шапочка” или “короткий парик”. У “шапочки”, вероятно, было больше локонов, но как и у простого “боба” не имелось ни косы, ни свисающих боковых кудрей. На фотографии представлены два подлинных парика 1720-х годов, они не имеют кос и достаточно пышные, но гораздо короче своих предшественников — «квадратных париков» XVII— начала XVIIIв. Подобные парики, очевидно, носили люди старшего поколения вплоть до середины 40-х годов XVIIIв.

Английские мужские прически 30-40-х годов XVIII в. На картинах английских художников мы видим немало подобных париков — как укороченные варианты, варианты с косами — так и совсем не модные парики с более длинными локонами. Однако все они белого цвета — дань моде раннего периода рококо.

  1. Уильям Хогарт — Автопортрет, 2. — Портрет архитектора Джорджа Данса, художник Натаниэль Данс-Холланд. 3. — Портрет капитана Джона Гамильтона, художник У. Хогарт 4. — Портрет Эдвина Санейса, художник У. Хогарт.

3. Парик с узелками (Knotted wig)

парик с узелками.

Этот парик, скорее всего, был популярен в первой половине века и представлял из себя видоизмененный парик аллонж.

Свисающие вперед части париков аллонж и военных париков (последние имели длинные локоны, спадающие вперед на плечи) были крайне неудобны для путешественников, охотников и солдат.

Поэтому владельцы привыкли скручивать боковые пряди и закреплять их сзади на затылке, и в конце концов, продиктованная необходимостью привычка не превратилась в самостоятельную прическу, но с единственным спиралевидным концом сзади.

Однако позднее, в 70-е годы подобный тип косички появляется вновь.

4. Парик “Рамильи”, получивший свое название после битвы в этом месте (1706 г.), имел единственную косицу, с большим бантом наверху и маленьким бантом на конце. Иногда хозяин “Рамильи” загибал конец косички вверх и прикреплял её к парику с помощью гребешка или ленты.

Парик «рамильи»

У.Хогарт. «Вкус большого света»

5. Парик с оплеткой (tie wig ) – прическа, ставшая символом XVIII века.

Длинная косичка плотно оплеталась черной шелковой лентой, иногда к волосам добавляли валик из овечьей шерсти, чтобы косичка всегда оставалась прямой. Однако чересчур длинные косички (до полуметра длиной) служили объектом насмешек.

Карикатурное изображение фигуры в жюстокоре — камзоле с приподнятыми полами, в панталонах выше колен и с чрезмерно длинной косой.

6. Парик с двумя хвостамиявлялся одним из вариантов«Парика с косичкой». Хвосты обычно плотно связывались внизу черной лентой, моряки вместо нее использовали кожу.

Этот ранний вариант, скорее всего перестал существовать к началу 1740-50 гг., быстро вытесненный париками с одной косой.

7. Командирский парик, был также известен как «парик майора» или военный парик.

Этот парик являлся одним из вариантов «Парика с узелками», выглядел очень похоже за исключением того, что у последнего на затылке имелось более двух буклей.

Подобные парики были черезвычайно популярны у военных, особенно в британских колониях Америки вплоть до 1760-х годов.

Парик с чехлом.

8. В “парике с чехлом” длинные волосы сзади просто прятались в черный чехольчик из тафты, обычно украшенной розеткой из черной ленты. Такой чехол, судя по всему, позволял сэкономить на длине парика, имитируя пышный хвост сзади.

В Англии и Франции этот вид, как и остальные, иногда утрировался до такой степени, что чехол полностью покрывал плечи владельца. Однако такие размеры, по крайней мере, предохраняли его одежду от помады и пудры парика. Обратите внимание на маленький ремешок и пряжку на парике.

9. «Натуральный парик».

Этот вариант, как ни странно, называли «натуральным париком», очевидно потому, что он должен был имитировать собственные волосы владельца. Сзади он свисал длинными прямыми прядями, оканчиваясь либо завитыми концами, либо постепенно сужающимся рядами локонов.

Прически типа «Рамильи», парики с косичками и особенно парики с чехлом становятся популярными в Англии с конца 1740-х.

Континентальные и английские прически 40-х годов XVIII в.

5 — Принц Генри Стюарт, младший брат Красвчика Чарли Стюарта, художник Луи Бланше, Италия, 6 — Полковник Эдмунд Винн, Англия, художник Генри Пикеринг, 7 — Морис Саксонский, художник Морис Де ла Тур, 8 — Морис Де ла Тур — автопортрет, Франция.

Читайте также:  Причины волос на ногах у мужчин

Насмотря на то, что портрет Генри Стюарта относитсяк концу 30-х, его прическа ближе к моде середины 40-х — началу 50-х, поскольку молодые люди всегда придерживались последних веяний моды и даже немного опережали её.

10. Прическа «Крыло голубя» — Pigeon wings , появилась в начале 50-х годов. У этого парика были локоны на лбу и висках, сзади волосы стягивались лентой, или прятались в чехол. Её носили мужчины практически всех возрастов.

Pigeon wings + Bag wig. Фрагмент картины О.Эрдмана и современный рисунок.

Цвет париков мог быть различными. Чаще всего в сохранившихся исторических документах упоминаются: черный, чисто белый, соль с перцем (серо-стальная смесь черных и белых волос), темно-каштановый и светло-русый. Менее популярными оттенками были молочно-белый, натуральный светлый, золотистый, платиновый блондин, каштановый, светло-каштановый, бронзовый и шатен. Рыжий цвет считался «неприличным» и редко использовался в париках.

Английские прически середины — начала второй половины XVIII века. Судя по портретам английских джентльменов 50 — 60 х годов, есть вероятность того, что некоторые из них изображены с собственными длинными волосами, а не только в «натуральных» париках.

9 — Портрет Кристофера Анстлея, художник Уильям Хоар, 10 — Портрет Горацио Уолпола, 4-го графа Оксфорда, художник Джошуа Рейнольдс, 11 — Портрет молодого джентльмена, художник Уильям Хоар,12 — Портрет майора Чарльза Харпера, художник Уильям Хоар.

На портрете 19-летний майор Чарльз Харпер (№12) носит парик «крыло голубя» — и художник очень достоверно изобразил бритые волосы у него на лбу. Стоит также обратить внимание на цвет причесок (париков или даже натуральных волос) — они уже не белые, а вполне естественных цветов.

Прически из т/с «Чужестранка» – эти мужские парики 1769 г. трудно отнести к какому-либо виду — скорее всего это должны были быть парики с чехлом, как наиболее нарядный вариант.

Прически героев т/с «Чужестранка» — Американские колонии Британии, 1769 г.

Впрочем, букли на висках и локоны никуда не исчезают — пышные волосы по-прежнему в моде.

Те, кто не имел средств для приобретения парика, но хотел следовать моде (мелкие торгрвцы, городские наемные рабочие, слуги, рядовые воннослужащие) отращивали длинные волосы и подражали прическам знати.

Представители сильного пола наравне с женщинами используют папильотки — бигуди из бумаги — чтобы придать объем своим собственным волосам.

Натуральные волосы на лбу и висках на ночь накручивали на свернутые из бумаги трубочки.

Очевидно, концы натуральных волос также заплетали сзади в косички или скручивали любым иным способом — напрмер, в стиле «кадогэн».

Катогэн или кадогэн— catogan или «club wig», — «завитой парик», названный по имени первого графа Уильяма Кадогэна. Длинные прямые волосы сзади дважды подгибались внутрь и завязывались тесьмой или лентой, образуя на оставшейся части пучка вертикальный бант из волос.

Схема укладки хвоста в стиле «кадогэн»

Кадогэн стал популярным в Англии в 1770-х годах, особенно среди молодых мужчин, называвших себя «макарони». Они довели эту прическу до абсурда, нося кадогэны огромного размера.

Прическа «Тупе» (франц. toupet – пучок волос) – атрибут мужской и женской прически « помпадур» второй половины XVIII века: с помощью специального валика из шерсти волосы высоко поднимали надо лбом.

Тупе в различных видах париков — «кадогэн» и «рамильи»

Английские прически последней трети XVIII в.

13 – Портрет члена парламента Реджинальда Пола-Карью, художник Иоганн Вирш, 14 — Автопортрет художника Принса Хоара, законченный Томасом Гейнсборо, 15 — Йоганн Кристиан Бах (Английский Бах), художник Т. Гейнсборо, 16 — Генерал Джон Бергойн, художник Джошуа Рейнольдс.

Здесь представлены все стили – меньше локонов, приподнятые надо лбом волосы, — модная, но элегантно-сдержанная прическа политического деятеля, пышный парик а-ля макарони молодого художника, более консервативный седой напудренный парик музыканта и небрежная прическа военного с неизменными буклями на висках.

Приспособления для изготовления мужских париков и по уходу за ними.

АВТОР НАСТОЯТЕЛЬНО ПРОСИТ ГРУППУ https://vk.com/serial_outlander УДАЛИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ ИЗ СВОИХ АРХИВОВ, ПОСКОЛЬКУ ЕГО ЗАНЕСЛИ В ЧЕРНЫЙ СПИСОК ЭТОГО СООБЩЕСТВА

Примечания:

*«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (Encyclopedic ou dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers) — французская энциклопедия, изданная в 1751- 80 в Париже Д. Дидро и Жаном Лерон ДАламбером

** «L’ Encyclopedie perruquière» автор Jean H. Marchand

Приложение:

Мастерская по изготовлению мужских париков

Гравюра из «Энциклопедии» Дидро.

Современный рисунок прически английского офицера 1740 -50 гг. и реконструкция париков в стиле «кадогэн» и «рамильи», которые со второй половины XVIII в. чаще всего носили военные.

Парик с завитком, ок. 1770-х.

Н. Дэнс-Холланд. Портрет мододого человека.

Прическа «макарони». Английская карикатура конца XVIII в. «Ныне, господа, вы настоящие макарони».

Гравюра Колдуолла по мотивам Брандуа, Лондон.

Автор Shirin Erra (Ирина)

Источники :

Литература: А. Кибалова, О. Гербенова, К. Ламанова. «Иллюстрированная энциклопедия моды»

О. Расине. «Иллюстрированный атлас истории моды».

https://www.gutenberg.org/files/58384/58384-h/58384-h.htm

Источник