Почему славяне мужчины носят длинные волосы

Почему славяне мужчины носят длинные волосы thumbnail

(художник, Игорь Ожиганов)

«Не стригите свои власы русые,

власы разные, да с сединами,

ибо мудрость Божию не постигните

и здоровье потеряете»

(заповеди Бога Сварога)

У наших древних Родичей, было особое, почитаемое отношение к своим волосам, дарованным им богами и приРОДой. Знания об этом пришли к нам с глубокой древности. Они служили не только «украшением» или обязательным красивым атрибутом для человека, а являлись продолжением нервной системы, своеобразными антеннами, которые принимали-передавали информацию из космоса и являлись её хранилищем, связующим звеном с первопредками.

И так, волосы – название, как полагают некоторые, связано с именем Славянского бога Велес (или Волос). Велес (Волос), был богом мудрости, покровителем людей, занимающихся магией, творчеством, так же и волосы в мифологии древних Славян были вместилищем знаний и человеческой мудрости. От этого и название растительного покрова на голове, было созвучно с именем Бога Велеса.

Волосы так же называют космами, что подчеркивают их связь с вселенной, мирозданием, космосом.

По современному представлению людей, длинные волосы только мешали Славянскому мужчине, доставляли неудобства и в быту, и в воинском деле, что само по себе не верно. При выполнении своего воинского долга – Славянские мужчины прятали их под шлемы, в быту, например, при вспахивании земли, перевязывали их тесьмой.

Символом мужской силы, зрелости, предметом особой гордости у Славянских мужчин была так же и борода. Бо-Рода – значит богатство Рода. Не зря самые зажиточные и уважаемые люди, носили большие покладистые бороды. Насильственное лишение мужчины бороды, считалось величайшим оскорблением последнего и всего его Рода. Летописи знают не мало случаев, когда из-за такого оскорбления, разгорались настоящие войны, а если подпалить бороду посланнику – то это уже объявление войны.

Мужчин зрелого возраста, которые не носили бороды – называли женоликими, и старались не иметь с ним ни каких дел, так как их образ не вызывал доверия.

(художник, Андрей Шишкин)

В библейской легенде о еврейском юноше Самсоне и филистимлянке Далиле, повествуется о том, что рожденный у бесплодной женщины мальчик Самсон, был послан богом для спасения еврейского народа от ига филистимлян. По иронии судьбы, повзрослев он влюбился в прекрасную девушку Далилу, которая была филистимлянкой. Родители предупреждали его о возможном плохом развитии ситуации в отношениях с Далилой, но любовь слепа. Самсон обладал огромной физической силой, что не раз помогало ему в жизни, враги не могли его одолеть. Узнав о любви Далилы к Самсону, враги подкупили ее, она выведала секрет его физической силы, остригла его волосы, а его самого сдала филистимлянам. Ослабевшего Самсона враги ослепили и бросили в темницу в одном из их домов, не учтя то, что волосы имеют свойство отрастать. И вот в один из дней, когда сила вместе с отращенными волосами стала возвращаться к нему, враги устроили в доме праздник, во время которого пылавшей жаждой мести Самсон обрушил стены и потолок дома на головы своих врагов, но погиб вместе с ними.

В 1698 году царь и великий государь всея Руси Петр первый, издал Указ, «Указ о ношении немецкого платья, о бритье бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», который начинал действовать со следующего года. Дабы показать серьезность своих намерений, он, не дожидаясь даты вступления Указа в силу, своими собственными руками остриг бороду первому генералиссимусу Руси, боярину Алексею Семеновичу Шеину, князю-кесарю Федору Юрьевичу Ромадановскому. А во время празднования нового года, в день вступления указа в силу, приглашенным гостям отрезал бороды царский шут. Привилегию носить бороду он оставил московскому губернатору Тихону Никитичу Стрешневу, князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому и еще нескольким уважаемым им лицам. Разрешалось носить бороды мужикам в деревнях, но по приезду в город, на заставах с них взымалась определенная подать. Кто не захотел расставаться с богатством Рода, должны были платить налог: купцы – по 100 рублей в год, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Тем, кто уплатил, выдавался своеобразный отличительный знак, который в простонародье называли «бородовый».

Историки расходятся во мнениях, зачем Петру первому было так издеваться над собственным народом. По одной из версий – казна была пуста, и чтобы как-то компенсировать дефицит бюджета и был придуман этот налог, наряду с другими, не менее нелепыми. По другой версии – он издал этот Указ под влиянием моды в «цивилизованной» Европе, по которой он тайно путешествовал 1,5 года, и в которой втихомолку посмеивались над нашим придворным людом.

У наших Славянских женщин, так же, как и у мужчин было особое отношение к своим волосам. В детском возрасте, они не заплетали кос, носили распущенные волоса, которые для удобства, на челе перевязывали лентой или придерживали обручем, изготовленным из бересты или из дерева. Взрослев, девушки заплетали себе одну косу, состоящею из трех скруток волос, символизирующих единство трех миров Прави, Яви и Нави. Располагался коса-девичья краса над позвоночным столбом, через нее Родные Боги наполняли девушку жизненной энергией, готовили ее к материнству.

Читайте также:  Что значит если у мужчины мало волос на теле

После замужества, девушка уже не в полной мере принадлежала себе, и поэтому заплетала две косы, разделяя поступающею жизненную энергию между собой и своим будущим любимым чадом. В период беременности, стричь волосы до появления ребенка было недопустимым, так как можно было отобрать жизненные силы у растущего в чреве ребенка.

Расчесывание волос было своеобразным магическим обрядом. Во время его проведения, можно было как бы прикоснуться к жизненной силе человека, поэтому девушка позволяла распускать свои волосы и расчесывать их только человеку, которому она безгранично доверяла, своему суженому или супругу. От сюда пошло и выражение распутница или распущенная девка, это та, которая распустила волосы перед посторонними людьми. Деткам, которые сами не могли себе делать это, ввиду своего возраста, волосы расчесывали только родители.

Славяне содержали свои волосы в чистоте, считалось что если волосы чистые, то и помыслы у этого человека чистые. Не случайно, разбойников и каких-нибудь лихих людей, изображали всклокоченными, взъерошенными, с мусором в сальных и грязных волосах.

До наших дней дошли многие из древних поверий, связанные с волосами. Например, считается что остриженные волосы нельзя выбрасывать, так как их может найти птица и использовать при построении своего гнезда. Из-за этого у человека может болеть голова, пока в гнезде не вылупятся птенцы и не улетят из него. Жене нельзя стричь волосы своему мужу, а мужу своей жене, это может привести к ссоре и материальному неблагополучию.

Выброшенные после стрижки волосы, низшие духи могли подобрать и сплести из них сеть для человеческой души. Так же было подмечено, что, если состригать волосы, когда на небе молодой месяц, они будут быстрее и гуще расти.

(художник, Андрей Шишкин)

Слава Богам и Предкам Наша!

Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.

Источник

Волосам и бороде языческие народы, и в том числе древние славяне, издавна придавали сакральное значение, считалось, чем длиннее волосы, тем больше в человеке жизненной силы, тем дольше он проживет на этом свете. Особенно берегли бороду — она считалась красой и честью любого мужчины.

О том, какие прически носили в древности на Руси судить трудно, потому что на большинстве изображений волосы мужчин скрыты головными уборами или шлемами, но известно, что пращуры славян — скифы носили довольно простые прически, знать и воины отращивали волосы ниже плеч, и только модники, насмотревшись на греков и римлян, стригли их в виде длинного каре и завивали локонами и волосы, и бороду.

Варяги

На Руси косы заплетали варяжские воины, которые служили в княжьих дружинах, — то есть шведы, датчане и норвеги. У этих народов издревле были замысловатые прически и обычай часто мыться, ухаживать за волосами и бородой. Делалось это в практических целях: чтобы по запаху немытого тела враг не смог обнаружить засаду.

Когда в Норвегии в городе Тронхейм в одном из имений во время случайных раскопок была найдена погребальная ладья викингов, предположения о сложности причесок норманнов подтвердились: было найдено барельефное изображение мужской головы викинга. У воина волосы были разделены ровным пробором на две стороны и аккуратно заплетены в косички, затылок был выбрит, а длинная борода — заплетена в косу.

Отращивать волосы викинги начинали сызмальства, и сызмальства же им брили волосы на висках и на затылке. На темени волосы отрастали до тех пор, пока она не становились слишком длинными и не начинали мешать, тогда их собирали в пучок, а позже, когда они отрастали еще, начинали заплетать в косу. Обычно коса прикрывала затылок воина. Норманны верили, что за нее валькирии вытаскивают павших на поле брани воинов из битвы и забирают в Валгаллу.

Бороду варяги часто брили, это видно по изображению на гобелене XI века из Байё, на котором англосаксы сражаются с норманнскими завоевателями, по видимому, никакой особой сакральной силы в ней не было, зато у некоторых норманов изображены пышные усы.

Князья и дружинники

Известно, что в древности русские князья, и очевидно, дружинники голову брили наголо, но оставляли волосы на темени. Был ли это знакомый нам оселедец, или же они заплетали из этих волос косу, доподлинно неизвестно, потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания. Однако сохранилось воспоминание византийского писателя Льва Диaкoнa, который в X веке описывал внешность новгородского князя Святослава, сына князя Игоря и княгини Ольги: «Голова у него была выбрита, но с одной стороны свисал клок волос – признак знатного рода».

Читайте также:  Как отрастить волосы на залысине мужчине

Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому, в воспоминаниях Диакона не уточняется. Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей, дальней поездкой и даже женитьбой. То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге, но и для красоты.

Колдуны

В косы заплетали волосы и длинные бороды ведьмаки и колдуны, они считали, что заплетая их особым образом они как бы окутывают себя оберегами, а длинная кос, на спине якобы оберегала человека с тыла — от злых глаз. С волосами в язычестве вообще было связано очень много суеверий. Их не стригли, чтобы не лишаться силы, их сжигали, чтобы никто не мог навести порчу, а если состриженные волосы уносила птица, то верили, что это к болезни — ждали, что человека вскоре начнет крутить так, как скручены волосы в птичьем гнезде. Волосы использовали для приворотов, для проклятий, для заговоров. Особой гордостью волхва была борода. Ее ни в коем случае не стригли, считая, что в ней находится вся мужская и колдовская сила.

Миряне

В мирное время древние славяне ходили с распущенными волосами средней длины, перехваченными шнурком, чтобы не мешались в работе. Волосы и бороду аккуратно стригли. Для маленьких мальчиков был даже особый обряд — пострижины. В этот день ножницы не только в первый раз касались волос ребенка, но еще будущему воину в первый раз давали посидеть на коне.

После принятия христианства и князья, и простолюдины волосы стали стричь короче, под горшок или скобкой и перестали заплетать их в косы, поскольку такой обычай был признан языческим и неподобающим христианину. Например, есть гравюра, на которой изображен внук Ярослава Мудрого киевский князь Изяслав, на которой князь совершенно точно пострижен под горшок. Примерно такие же прически были и у князя Ярополка, и у Всеволода Большое Гнездо.

В «Географических известиях» 1850 года есть интересная запись, где говорится следующее: «О костюме находим у де-лануа, что женщины в Новгороде распускают две косы на спине, а мужчины носят одну косу. Головной убор новгородский досель не был еще никем описан и из наших сказаний мы не можем не подтвердить, не опровергнуть свидетельство рыцаря о косичках новгородцев, которые ныне остаются на Руси уделом только церковных причетников».

Очевидно, в статье журнала подразумевается путешественник и дипломат Жильбер де Лануа из Фламандии, который посетил Новгород в 1413 году и оставил об этом литературные воспоминания. Правду ли он написал, судить сложно, так как в этих же воспоминаниях он рассказал, как новгородцы за деньги продают своих жен друг другу.

Источник

Введение

На эту тему написано уже достаточно много материала. Наша задача теперь – осветить малоизвестные факты, которые не упоминаются в других исследовательских статьях.
Начнём с констатации факта. Волосы, как у мужчины, так и у женщины – это сакрально, глубоко и непонятно сегодняшнему поколению в полной мере. Раньше ни женщины, ни мужчины не стриглись коротко. Великим позором считалось потеря волос и даже их части. Волосы и причёски были как некий образ, глубокий и продуманный. Это было частью культуры. Вот именно этот пласт мы сегодня и попытаемся раскрыть в нашей статье.Почему славяне мужчины носят длинные волосы

Значение волос для славянского мужчины

Наши современники, начнут песню, которая сводится к тому, что длинные волосы были неудобны мужчине. Дескать, он практичен и у него нет времени за ними ухаживать и следить, да и в бою наличие длинных волос может стать подспорьем сопернику. Это не так. Хорошо подготовленный и тренированный воин знает как прибрать волосы таким образом, дабы они не мешались и в бою и в повседневной жизни. И правда, они могут стать помехой в контактных видах спорта. Но в кулачных забавах не принято было таскать соперника за волосы, так как это было бы смертельной обидой, которая легко могла стать причиной для пролития крови. Кулачные бои были с определёнными правилами, и не по-славянски было заниматься такими глупостями, как дергать друг друга за волосы. А в битвах с врагом волосы убирались и прятались. Ну и в мечевом бое, да и в любом другом, присутствует дистанция и соперник поражается оружием на расстоянии. Так что волосы не помеха.

А то мнение, что мужчины не могли следить за своими волосами – всё это глупости и происходит от банального незнания или лени. Но это не значит, что у мужчины были волосы до пятой точки. Обычно длина волос была до плеч или чуть ниже. Как волосы достигали этой длины, далее контролировался. Все срезанные волосы сакрально сжигали в печи или на костре, ни в коем случае они не выкидывались. Таким сакральным методом предки передавали вечности часть себя. Волосы рассматривались как хранители знаний, опыта, они являлись мерилом чести и поэтому не удивительно, что обрезанные волосы могли сказать знающему человеку достаточно много информации. Ещё 20-30 лет назад бабки советовали в деревнях молодым сжигать обстриженные волосы. Но уже не поясняя всей глубины сакрального смысла.

Читайте также:  Когда стричь волосы мужчинам оракул

Нужно поговорить немного и об убранстве волос. Чаще всего волосы собирались в хвост при повседневной носке. Хотя были различные методы убранства волос. Самым популярным на Руси были очелья. Очелье это головной оберег и в быту он собирает волосы так, что они не лезут в глаза. Ведь постоянная носка волос в пучке, стягивает волосы и голова несколько устает. Кроме того очелья это мощный оберег, который славяне использовали несколько лет и верили что он забирает негативную энергию. Поэтому на Масленицу, когда приходит время, очелье было принято сжигать. Когда же приходит это время для очелья, его носитель должен понимать сам. Очелье защищает от дурных мыслей, сглазов, наделяет человека различной защитой от негативных воздействий. Это барьер для ясности вашего мышления.

Кроме того волосы всячески украшались. Например, тонкими косичками, на конце такой тонкой косички был специальный узел. Но не каждый знает цель таких украшений. Это важный сакральный код. Или символ, если так удобнее. Такие косички с узелками вязались на память. Это как сегодня молодёжь носит верёвочки на руках. Принцип тот же, и ноги у этого растут из одного места. Только вот волосы, как мы писали выше, являются хранилищем памяти, духовным центром в представлении славян. И через эту призму становиться понятным, почему наши предки не особо любили стричься.

Мужчины ходили часто с не покрытой головой. Им не было нужды по традиции прятать волосы. Есть ещё древний рудимент (остаток старой традиции) когда при входе в церковь у христиан принято снимать шапку. Так вот это пошло со времён двоеверия. Так как славяне верили, что через волосы они получают связь с Богами. Это глубокий смысл.

Значение волос для женщин

Волосы у славянНесколько отличается значение волос для славянок. Тут не нужно объяснять, почему у них были волосы до пят. Это норма и славянка всегда изображается либо с длинными волосами, либо в платке. Это первый сакральный смысл. Девушки до замужества могли щеголять с длинными волосами и не с покрытой головой. Замужние могли дома ходить с непокрытой головой, а на людях только в платке. Это как бы маркер замужней / не замужней славянки. Выход в свет замужней славянки считался не приемлемым и тот, кто осмелился выскакивать на улицу с непокрытой головой, мог услышать от людей фразу «опростоволоситься» что означало совершение ошибки в этикете поведения. Но у этой традиции есть и более глубокий смысл. Дело в том, что женщина замужняя больше была не должна впитывать волосами социальный негатив. То есть покрытая голова защищала сильнее, чем очелье. Хотя очелья девушки использовали наравне с мужчинами. Так же как и мужчины, девушки вплетали в волосы цветы, делали сакральные узелки – наузы. Единственное, для девушек волосы это не просто родовая память – это ещё и особая гордость. В девичестве в селениях часто устраивали смотрины девичьих кос. Недаром в сказках есть словосочетание «Варвара краса – длинная коса». У этой традиции есть и свадебный подтекст. Так как волосы считались самым важным и значимым украшением девушки. На таких смотринах присутствовали и потенциальные женихи. Для которых девичья коса передавала множество информации. Аккуратность, усидчивость, умение следить за собой и многое другое.
Очень важен и сакрален обряд расчёсывания. До замужества расчёсывание волос доверялось только матушке или бабушке по материнской линии. После замужества девушка должна была расчёсывать свои волосы сама. Муж мог расчесать женщине волосы, и по сакральному значению это должно было ему придать особые силы. Так как расчёсывание женских волос это особое таинство. И мужчина должен это делать правильно со сменой гребешков. То кто расчёсывал длинные косы, тот это поймёт. Только выполнив весь ритуал целиком, мужчина получал заряд энергии и силу, которая ему требовалась.

Выводы

Вот вроде бы волосы и волосы, ан нет, они играли огромную роль в жизни наших предков и мы должны хотя бы понимать, как тогда относились к такому явлению, какой тайный смысл и даже магию вкладывали люди в значению волос в своей жизни. Эта статья ещё раз показывает, насколько важны такие мелочи и как мы ещё мало знаем о наших предках.

Источник