Почему в старину мужчины носили длинные волосы

Почему в старину мужчины носили длинные волосы thumbnail

Мелюзина,Леди Озера

Мыслитель

(5289)

6 лет назад

В древности и в Средние века во многих культурах считалось, что в волосах заключена сила, и стричь волосы считалось лишить силы, особой энергетики их обладателя. Это касалось как мужчин, так и женщин. Вспомним миф о Самсоне, сила которого заключалась в его длинных волосах, и которые предательски остригла ему Далила. Длинные волосы у мужчин, за некоторыми исключениями в пору моды на них, зачастую являлась признаком, по которому можно узнать аристократа духа. Духовная элита безотчетно любила этот признак и им дорожила. Испокон веку на Руси и во всех странах Европы, Азии и Америки мужчины носили длинные волосы, и никто в этом сугубо женского ничего не видел. В Европе и в России этот обычай существовал до введения в моду париков. Длинные волосы у многих народов являлись символом власти и благородного происхождения. История и культурология рассказывает нам об этом. Так в древней Греции правительство отличалось от рабов длинными волосами. Во времена Средневековья длинные волосы носили свободные люди, а короткие – порабощенные крестьяне. В Англии люди с длинными волосами были приверженцами искусства – художники, музыканты.
Длинные волосы у мужчин и женщин всегда были признаком статуса, высокого положения, свободы. В Китае, Японии отрубить в бою косичку было наибольшим позором. У кельтов во всех сагах богатыри носят длинные волосы, как и у русов. Остричь или побрить наголо означало заклеймить позором, лишить свободы и статуса вольного человека, сравнять с преступником и изгоем.
На Руси мужчины издавна носили полудлинные волосы, которые прикрывали затылок. Подстригали их на затылке ровным полукругом под традиционную “скобку” или в “кружок”. Волосы расчесывали или “шапкой” во все стороны от макушки, нередко со свободно свисающей на лоб челкой, или зачесывали назад. Общераспространенными у восточных славян были бороды и усы как признак мужской зрелости. Бороды отращивали смолоду, начиная от щек, и носили или полными и широкими, или подстриженными. Формы бороды были разные: лопатовидные, двойные, клиновидные и т. п. Усы отращивали полными и опускали вниз в бороду. Считалось, если у юноши не растёт борода, с ним ещё нельзя вести дел. Борода, была важным инициационным моментом в жизни мужчины. Поэтому, когда Пётр велел брить бороды, это рассматривалось как позор.
Современники также называли Меровингов «длинноволосыми королями» (лат. reges criniti). С языческих времен и до своего падения меровинги носили длинные волосы, считавшиеся обязательным атрибутом монарха. Франки верили, что Меровинги обладают сакрально-магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев, и выражавшейся в т. н. «королевском счастье» , олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая прическа отделяла его от подданных, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью (примером тому может послужить сын Хлодомира Хлодоальд, известный впоследствии как святой Клод) . По примеру знаменитого Самсона из Ветхого Завета, они на самом деле отказывались стричь волосы, в которых помещалась вся их “доблесть” – сущность и секрет их сверхъестественных способностей. Потомками Меровингов были и некоторые правители России, в частности, Иван Грозный и поздние представители династии Романовых. В “Хрониках длинноволосых королей” подробно излагаются факты о Меровингах, их наделяли экстрасенсорными способностями и даром понимания языка животных и птиц, знание тайн Природы.

Anastasya Anastasya

Профи

(531)

6 лет назад

Не знаю как насчет благородства и в какой именно смысл Вы в него вложили.
Но… Длинные волосы – это символ здоровья, физической и духовной силы. Только человек с сильным телом (здесь уточню, что без достаточной мозговой деятельности это практически не достижимо 🙂 ) имеет красивые, густые и длинные волосы.

Источник

Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:

греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие – последствия турецкого завоевания.

НО,

“Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками”.(Википедия).

Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме: www.greek.ru

Спасибо пользовательнице Olga R.:

“Греки никогда не были “однородным” этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы — высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово “полностью” здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях — например, на некоторых островах — до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.

Читайте также:  Мужчинам нравится естественный цвет волос

Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции — но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно “белых и кудрявых” греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности).”

“- Тогда откуда появился и закрепился такой “классический” греческий образ?

  • Благодаря” западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых — то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и “стереотип” (отнюдь не основанный на исторических данных.

“Беловолосые блондины тоже, конечно, называются “ξανθοι” (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета.”

“Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого.”

“…Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности — то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от “свойств” самих богов. Так, золотые волосы Аполлона — это символ Солнца. “Серые” глаза Афины — на самом деле не серые, а “совиные”: A8hna glaukwphs (толкование этого слова как “серые” появилось потому, что древнегреческое слово glaux — “сова” — переводчики нового времени перепутали со словом glaukos — “серый” или “голубой”). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы.”

А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с “греческими профилями”(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.

Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще – заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники – на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:

Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.

Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди “истинных арийцев”:

Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом – потомки греческих колонистов.

Так выглядели жители этих областей в античное время:

А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:

А вот – греческий колхозник из фильма “День, когда всплыла вся рыба” Чем не древнегреческий бюст философа?):

Источник

Портрет А. Д. Меншикова, Санкт-Петербургского генерал-губернатора. 1716—1720 гг., неизвестный художник.Общественное достояние

В 17-18 веках помимо женщин, напудренные парики носили и мужчины из высших и не очень сословий. Парики были в основном белыми, покрытые пудрой и стойким парфюмом. Считается, что моду на парики ввёл французский король Людовик XIV, также известный как “Король-солнце”, правивший государством целую эпоху, 72 года (1643-1715), а поддержал его английский монарх Карл II. Существует версия, что Людовик унаследовал от отца редкие волосы, по причине этого и стал носить парик. Носить парики французский король обязал и всех своих придворных, а в итоге носить их стал весь высший свет не только Франции, но и Европы. Католическая церковь считала неуместной такую вещь в мужском гардеробе и пыталась бороться с этим явлением, но парики прочно вошли в обиход высших слоев европейского общества.

Людовик XIV, король Франции. Общественное достояние

Читайте также:  Закрасить седину на волосах у мужчин

Существовало до 45 видов париков.Знатный человек обычно имел как минимум три парика: утренний черный, каштановый в основное время дня и белый на вечер. В случае невозможности найти белый парик шатеновые волосы посыпали белой пудрой, либо просто мукой. Простолюдины мастерили себе парики из “подручных” материалов, это были хвосты собак и лошадей, овечья шерсть, волокна злаковых культур и т.д. Придворные парикмахеры Людовика XIV, а их было несколько тысяч, придумали для него торжественный, аллонжевый парик, на котором волосы, завитые в локоны, были почти до пояса. В обычной повседневной жизни граждане носили небольшой парик с кудрями, собранными в пучок.

Молодой человек в парике «аллонж», 18 век. Общественное достояние

Парики были не только модной тенденцией, но и имели полезность с медицинской точки зрения. В те времена достаточно часто страдали из-за сифилиса, одним из проявлений которого было выпадения волос на отдельных участках головы. Парик эффективно скрывал эту проблему, к тому же был модным аксессуаром. Состоятельные граждане стали брить голову, что было весьма недешево тогда, и носить парики.Еще одной полезной функцией парики обладали в вопросе борьбы со вшами: в случае заражения парик просто кипятили, что нельзя было бы сделать с собственной густой шевелюрой.

Король Англии Карл II (1630-1685). The Weiss Gallery. Общественное достояние

В России парики ввел император Петр I. Нововведения в штыки приняло духовенство. Сам Петр носил короткий парик из собственных волос, а так как имел свои длинные волосы, то одевал его как шапку, когда было холодно. Парики завозили из Европы, они были дорогими и назывались в зависимости от типажа “грива”, “пудель” и т.п.

Портрет канцлера Российской империи Головкина, И. Никитин, 1720-е годы. Общественное достояние

Тип париков менялся в последующие десятилетия, в зависимости от предпочтения правителей, начиная от “прусской косы” Бирона до “крысиного хвоста” при Екатерине II. Парики даже стали обязательны в обмундировании русской армии еще при Петре I, что было крайне неудобно при постоянных переходах армейских частей, так как парики требовали постоянного ухода. Но уже при Екатерине II в армии они были отменены. Но мода на парики оставалась вплоть до конца 18 века.

Если понравилась статья, подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки !

Источник

(художник, Игорь Ожиганов)

«Не стригите свои власы русые,

власы разные, да с сединами,

ибо мудрость Божию не постигните

и здоровье потеряете»

(заповеди Бога Сварога)

У наших древних Родичей, было особое, почитаемое отношение к своим волосам, дарованным им богами и приРОДой. Знания об этом пришли к нам с глубокой древности. Они служили не только «украшением» или обязательным красивым атрибутом для человека, а являлись продолжением нервной системы, своеобразными антеннами, которые принимали-передавали информацию из космоса и являлись её хранилищем, связующим звеном с первопредками.

И так, волосы – название, как полагают некоторые, связано с именем Славянского бога Велес (или Волос). Велес (Волос), был богом мудрости, покровителем людей, занимающихся магией, творчеством, так же и волосы в мифологии древних Славян были вместилищем знаний и человеческой мудрости. От этого и название растительного покрова на голове, было созвучно с именем Бога Велеса.

Волосы так же называют космами, что подчеркивают их связь с вселенной, мирозданием, космосом.

По современному представлению людей, длинные волосы только мешали Славянскому мужчине, доставляли неудобства и в быту, и в воинском деле, что само по себе не верно. При выполнении своего воинского долга – Славянские мужчины прятали их под шлемы, в быту, например, при вспахивании земли, перевязывали их тесьмой.

Символом мужской силы, зрелости, предметом особой гордости у Славянских мужчин была так же и борода. Бо-Рода – значит богатство Рода. Не зря самые зажиточные и уважаемые люди, носили большие покладистые бороды. Насильственное лишение мужчины бороды, считалось величайшим оскорблением последнего и всего его Рода. Летописи знают не мало случаев, когда из-за такого оскорбления, разгорались настоящие войны, а если подпалить бороду посланнику – то это уже объявление войны.

Мужчин зрелого возраста, которые не носили бороды – называли женоликими, и старались не иметь с ним ни каких дел, так как их образ не вызывал доверия.

(художник, Андрей Шишкин)

В библейской легенде о еврейском юноше Самсоне и филистимлянке Далиле, повествуется о том, что рожденный у бесплодной женщины мальчик Самсон, был послан богом для спасения еврейского народа от ига филистимлян. По иронии судьбы, повзрослев он влюбился в прекрасную девушку Далилу, которая была филистимлянкой. Родители предупреждали его о возможном плохом развитии ситуации в отношениях с Далилой, но любовь слепа. Самсон обладал огромной физической силой, что не раз помогало ему в жизни, враги не могли его одолеть. Узнав о любви Далилы к Самсону, враги подкупили ее, она выведала секрет его физической силы, остригла его волосы, а его самого сдала филистимлянам. Ослабевшего Самсона враги ослепили и бросили в темницу в одном из их домов, не учтя то, что волосы имеют свойство отрастать. И вот в один из дней, когда сила вместе с отращенными волосами стала возвращаться к нему, враги устроили в доме праздник, во время которого пылавшей жаждой мести Самсон обрушил стены и потолок дома на головы своих врагов, но погиб вместе с ними.

Читайте также:  Как правильно подстригать волосы пах мужчина

В 1698 году царь и великий государь всея Руси Петр первый, издал Указ, «Указ о ношении немецкого платья, о бритье бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», который начинал действовать со следующего года. Дабы показать серьезность своих намерений, он, не дожидаясь даты вступления Указа в силу, своими собственными руками остриг бороду первому генералиссимусу Руси, боярину Алексею Семеновичу Шеину, князю-кесарю Федору Юрьевичу Ромадановскому. А во время празднования нового года, в день вступления указа в силу, приглашенным гостям отрезал бороды царский шут. Привилегию носить бороду он оставил московскому губернатору Тихону Никитичу Стрешневу, князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому и еще нескольким уважаемым им лицам. Разрешалось носить бороды мужикам в деревнях, но по приезду в город, на заставах с них взымалась определенная подать. Кто не захотел расставаться с богатством Рода, должны были платить налог: купцы – по 100 рублей в год, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Тем, кто уплатил, выдавался своеобразный отличительный знак, который в простонародье называли «бородовый».

Историки расходятся во мнениях, зачем Петру первому было так издеваться над собственным народом. По одной из версий – казна была пуста, и чтобы как-то компенсировать дефицит бюджета и был придуман этот налог, наряду с другими, не менее нелепыми. По другой версии – он издал этот Указ под влиянием моды в «цивилизованной» Европе, по которой он тайно путешествовал 1,5 года, и в которой втихомолку посмеивались над нашим придворным людом.

У наших Славянских женщин, так же, как и у мужчин было особое отношение к своим волосам. В детском возрасте, они не заплетали кос, носили распущенные волоса, которые для удобства, на челе перевязывали лентой или придерживали обручем, изготовленным из бересты или из дерева. Взрослев, девушки заплетали себе одну косу, состоящею из трех скруток волос, символизирующих единство трех миров Прави, Яви и Нави. Располагался коса-девичья краса над позвоночным столбом, через нее Родные Боги наполняли девушку жизненной энергией, готовили ее к материнству.

После замужества, девушка уже не в полной мере принадлежала себе, и поэтому заплетала две косы, разделяя поступающею жизненную энергию между собой и своим будущим любимым чадом. В период беременности, стричь волосы до появления ребенка было недопустимым, так как можно было отобрать жизненные силы у растущего в чреве ребенка.

Расчесывание волос было своеобразным магическим обрядом. Во время его проведения, можно было как бы прикоснуться к жизненной силе человека, поэтому девушка позволяла распускать свои волосы и расчесывать их только человеку, которому она безгранично доверяла, своему суженому или супругу. От сюда пошло и выражение распутница или распущенная девка, это та, которая распустила волосы перед посторонними людьми. Деткам, которые сами не могли себе делать это, ввиду своего возраста, волосы расчесывали только родители.

Славяне содержали свои волосы в чистоте, считалось что если волосы чистые, то и помыслы у этого человека чистые. Не случайно, разбойников и каких-нибудь лихих людей, изображали всклокоченными, взъерошенными, с мусором в сальных и грязных волосах.

До наших дней дошли многие из древних поверий, связанные с волосами. Например, считается что остриженные волосы нельзя выбрасывать, так как их может найти птица и использовать при построении своего гнезда. Из-за этого у человека может болеть голова, пока в гнезде не вылупятся птенцы и не улетят из него. Жене нельзя стричь волосы своему мужу, а мужу своей жене, это может привести к ссоре и материальному неблагополучию.

Выброшенные после стрижки волосы, низшие духи могли подобрать и сплести из них сеть для человеческой души. Так же было подмечено, что, если состригать волосы, когда на небе молодой месяц, они будут быстрее и гуще расти.

(художник, Андрей Шишкин)

Слава Богам и Предкам Наша!

Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.

Источник